Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения: структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования; эффективности и интенсивности его использования; платежеспособности и кредитоспособности предприятия; запаса его финансовой устойчивости. Целью является закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков финансовой диагностики, обоснования решений в области управления финансами, финансового прогнозирования. Компания ООО «Каргопольские тепловые сети» зарегистрирована 17 октября 2007 года. Регистрирующая организация – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СБОР И ОБРАБОТКА БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Каргопольские тепловые сети» 5
1.2 Оценка качества финансового обеспечения предприятия 10
1.3 Финансовое состояние предприятия 14
2. Финансовая диагностика 25
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия 28
4. ПрогНОЗИРОВАНИЕ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Finansovaya_diagnostika_predpriatia.docx

— 176.27 Кб (Скачать файл)

Основными мероприятиями по эффективному управлению денежными средствами являются:

- анализ  денежного капитала предприятия,  основная цель которого - выявление  уровня достаточности формирования  денежных средств, эффективности  их использования, а также сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объему и времени. Анализ денежных потоков проводится по предприятию в целом, в разрезе основных видов его хозяйственной деятельности, по отдельным структурным подразделениям;

- оптимизация  денежных потоков предприятия.  В процессе этого этапа решаются следующие задачи: выявление и реализация резервов, позволяющих снизить зависимость предприятия от внешних источников финансирования; обеспечение более полной сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков во времени и по объемам; обеспечение более тесной взаимосвязи денежных потоков по видам хозяйственной деятельности; повышение суммы и качества чистого денежного потока, генерируемого хозяйственной деятельностью предприятия;


- планирование  денежных потоков в разрезе  различных их видов. Данный  процесс носит прогнозный характер в силу неопределенности ряда его исходных параметров. Поэтому планирование денежных потоков осуществляется в форме многовариантных плановых расчетов основных финансовых показателей при различных сценариях развития исходных факторов (оптимистическом, реалистическом, пессимистическом);

- обеспечение  эффективного контроля за исполнением денежной политики предприятия. В процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия должны контролироваться: выполнение установленных плановых заданий по формированию объема денежных средств и их расходованию по предусмотренным направлениям; равномерность формирования денежных потоков во времени; ликвидность денежных потоков и их эффективность [1].

2) Второй  проблемой является рост дебиторской задолженности покупателей и ее высокий удельный вес в структуре активов предприятия, что наглядно представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Удельный вес ДЗ покупателей  в активах, %

Рисунок 2 – Динамика дебиторской  задолженности ООО «Каргопольские сети»

 

Как видно из рисунка 2, несмотря на то, что удельный вес дебиторской задолженности у исследуемого предприятия за 2011 г. снизился с 59% до 47%, абсолютная величина дебиторской задолженности увеличилась за 2011 г. на 5679 тыс. руб., дебиторская задолженность покупателей увеличилась на 4739 тыс. руб., просроченная дебиторская задолженность составила на конец 2011 г. 2187 тыс. руб., увеличившись за 2011 г. на 618 тыс. руб.

Для эффективного управления оборачиваемостью средств  в дебиторской задолженности целесообразно применять следующий комплекс взаимосвязанных мер.

Во-первых, необходима четкая работа по учету и списанию дебиторской задолженности с учетом имеющейся нормативно-правовой базы.

Во-вторых, для сокращения периода оборота  дебиторской задолженности можно использовать метод АВС контроля за дебиторами.

В-третьих, важно использовать возможность  оплаты долгов векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.

В-четвертых, по возможности нужно ориентироваться  на увеличение количества заказчиков с целью снижения риска неуплаты монопольным потребителем.

В-пятых, следует использовать возможности  продажи счетов дебиторов факторинговой компании [2].

И, наконец, проблему ускорения оборачиваемости  средств в дебиторской задолженности можно решать еще на этапе заключения договоров с потребителями. По моему мнению, именно изложенные методы ускорения оборачиваемости текущих активов охватывают практически весь комплекс возникающих проблем и позволяют значительно повысить эффективность управления оборотными средствами.

У предприятий ЖКК дебиторская  задолженность отвлекает свободные  денежные средства из оборота и приводит не только к дефициту бюджета запланированных расходов, но и является источником возникновения кредиторской задолженности. Это логично, так как при наличии ликвидных активов предприятие смогло бы расплатиться с кредиторами и погасило бы свою задолженность перед ними. Чтобы решить эти проблемы, необходимо управлять задолженностью и контролировать ее.

Лучший способ решения проблемы долгов - комплекс мер по предупреждению образования задолженности. Но, к  сожалению, предприятия ЖКК ограничены в этом, поскольку имеют дело с  большим количеством поставщиков  и потребителей выполняемых работ (оказываемых услуг). В таком случае организации остается принимать меры для того, чтобы не допустить возникновения задолженности, и, если это не возымело действия, - проводить работу по взысканию долгов с потребителей.

Первым элементом в порядке  работы по недопущению образования  задолженности является контроль оплаты. О просрочке платежей необходимо информировать должника, направив ему письмо, а затем претензию по невыполнению обязательств в части оплаты оказанных жилищно-коммунальных услуг. Доведение до всех потребителей через СМИ информации о последствиях, которые влекут жилищно - коммунальные неплатежи, также способствует укреплению платежной дисциплины жильцов.

Если эти меры не принесли желаемого  результата и избежать возникновения  задолженности не удалось, то предприятию  нужно организовать эффективную  работу по взысканию долгов. Если должник  согласится погасить долг в добровольном порядке, любое обязательство: как дебиторская, так и кредиторская задолженность - может быть прекращено его исполнение[3].

В противном случае не исключено, что  с должником придется встретиться  в суде. Для этого, возможно, понадобится  много сил, времени и не один квалифицированный специалист юридического отдела. В этом плане ресурсы предприятий ЖКК могут быть ограниченны, потому как основной профиль их деятельности - предоставление коммунальных услуг, обслуживание и ремонт жилья, а не сбор долгов у населения. Этим занимаются специализированные юридические компании, которые берут за свои услуги процент от суммы задолженности. Конечно, это не лучший вариант, тем более что он не единственный[4].

Еще одна большая, комплексная проблема ЖКК - общая эффективность отрасли, включающая вопросы энергосбережения и проведения капитальных ремонтов. С ними сможет справиться только консолидированный на основе взаимного интереса рынок. В конце 2009 года был принят Федеральный закон № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» [5]. Этим Законом, помимо создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом, поставлена частная задача - повышение уровня энергосбережения в жилищном фонде.

3) Большой размер кредиторской задолженности поставщикам.

Для того, чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПрогНОЗИРОВАНИЕ показателей  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия

 

Прогнозирование финансовых показателей является логическим завершением финансовой диагностики.

Оно позволяет  оценить будущее финансовое состояние  предприятия с учетом:

  1. Сложившегося финансового состояния на исходный момент;
  2. Принимаемых финансовым менеджером решений;
  3. Внешних факторов (экономической ситуации, налоговой системы, рыночной конъюнктуры).

Полезно  предусмотреть несколько вариантов  финансового прогноза, например, оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В оптимистическом прогнозе следует предположить, что все предложенные в предыдущем разделе рекомендации будут выполнены. Пессимистический прогноз должен показать, каким будет финансовое состояние предприятия при сохранении отрицательных тенденций его развития. Условия наиболее вероятного прогноза обосновываются, исходя из конкретной ситуации. Например, можно предположить, что только часть предложенных рекомендаций будет осуществлена.

Наиболее  полную характеристику финансового  состояния предприятия на перспективу можно получить путем разработки ряда прогнозных финансовых документов, а именно: прогнозного баланса и прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Прогнозный  отчет о прибылях и убытках  представляет собой конкретный план для конкретного предприятия, а  прогнозный баланс отражает суммарное  влияние принимаемых финансовых решений на финансовое состояние  предприятия.

Стартовой точкой прогнозирования финансовых результатов является определение объемов продаж на перспективу в натуральном и денежном измерении. Далее следует проанализировать производственные затраты, коммерческие  и управленческие расходы, выделить в их составе переменные и постоянные затраты и сделать выводы о сохранении или изменении их доли в выручке на перспективу. Прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные) прогнозируются на основе их сложившегося уровня с учетом предполагаемых изменений или в том же размере.

Кроме того, следует учесть инфляцию, прогнозируя  ее темпы.

Выручка и прибыль от реализации зависят  от рыночного спроса на продукцию  предприятия. В условиях конкуренции  цены определяются не с позиций себестоимости товара, а исходя из требований рынка. Поэтому при прогнозировании выручки и прибыли необходимо учитывать рыночные факторы.

Прогноз финансовых результатов представлен  в форме табл.18.

 

Таблица 18 - Прогноз прибылей и убытков, тыс.руб.

Показатель

2011

Прогноз

Без учета изменения цен

С учетом изменения цен

Пес-сим.

(-20%)

Веро-ятн. (+10%)

Оптимист. (+20%)

Пес-сим.

(-30%)

Веро-ятн.+15%

Оптимист. (+30%)

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продажи продукции

39162

31329,60

43078,20

46994,40

21930,72

49539,93

61092,72

Постоянные затраты

6980,20

6980,20

6980,20

6980,20

4886,14

8027,23

9074,26

Переменные затраты

27920,80

22336,64

30712,88

33504,96

15635,65

35319,81

43556,45

Валовая прибыль

4261

2012,76

5385,12

6509,24

1408,93

6192,89

8462,01

Коммерческие расходы

0

0

0

0

0

0

0

Управленческие расходы

0

0

0

0

0

0

0

Прибыль от продаж

4261

2012,76

5385,12

6509,24

1408,93

6192,89

8462,01

Прочие доходы

3139

3139

3139

3139

3139

3139

3139

Прочие расходы

1489

1489

1489

1489

1489

1489

1489

Прибыль (убыток) до                            налогообложения

5911

3662,76

7035,12

8159,24

3058,93

7842,89

10112,01

Налог на прибыль

377

733

1407

1632

612

1569

2022

Чистая прибыль

5534

2929,76

5628,12

6527,24

2446,93

6273,89

8090,01


 

Пояснения к расчетам:

Переменные  затраты составляют 80% от себестоимости, постоянные 20% от себестоимости.

Переменные  расходы = 34901 ×80% = 6980,20 тыс.руб.

Постоянные  расходы = 34901 × 20% = 27920,80 тыс.руб.

Прогноз без учета изменения цен. По пессимистическому прогнозу происходит снижение объема продаж на 20 %, по оптимистическому прогнозу прогнозируется увеличение на 20 %, наиболее вероятный прогноз - увеличение на 10 %.

Выручка по пессимистическому прогнозу составит: 39162 – 20% =  31329,60 тыс.руб.

Выручка по наиболее вероятному прогнозу составит: 39162 + 10% =43078,20 тыс.руб.

Выручка по оптимистическому прогнозу составит: 39162 + 20% = 46994,40 тыс.руб.

По пессимистическому  прогнозу произойдет снижение переменных затрат на 20%, по оптимистическому увеличение на 20% , наиболее вероятный прогноз - увеличение на 10%.

Постоянные  затраты, прочие доходы и расходы  остаются без изменений. 

Прогноз с учетом изменения цен. По пессимистическому прогнозируется снижение цены на 30 %, по оптимистическому прогнозу увеличение цены на 30 %, наиболее вероятный прогноз - увеличение на 15 %.

Выручка по пессимистическому прогнозу составит: 31329,60 - 30% = 21930,72 тыс.руб.

Выручка по наиболее вероятному прогнозу составит: 43078,20 + 15% = 49539,93 тыс.руб.

Выручка по оптимистическому прогнозу составит: 46994,40 + 30% = 61092,72 тыс.руб.

Постоянные и переменные расходы прогнозируются по тем же процентам, что и цена.

Прогнозный  баланс будет сводиться методом  процента от продаж.

Метод процента от продаж (метод пробки) можно отнести к группе методов прогнозирования на основе «пропорциональных зависимостей».

С помощью  данного метода осуществляют прогнозирование  статей актива и пассива предприятия. Метод процента от продаж базируется на следующих положениях:

1. Переменные  затраты, текущие активы и текущие  обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

2. Процент  увеличения стоимости основных  средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с техническими условиями бизнеса и учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства. Если производственные мощности загружены полностью, делают допущение, что потребность в основных средствах изменяется прямо пропорционально изменению объему выпуска продукции. Если возможно увеличение объема выпуска продукции за счет дозагрузки производственной мощности, величину основных средств в плановом периоде устанавливают на уровне базовой.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия