Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование управления стратегическим портфелем предприятия специализирующимся на рынке мебели.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты стратегического управления 5
1.1. Понятие и сущность стратегического управления 5
1.2. Стратегическое планирование как часть стратегического управления 9
Глава 2. Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности 13
2.1. Исследование и прогнозирование рынка мебели 13
2.2. Анализ стратегического развития компании ООО «Альянс» 19
2.3. Основные направления стратегии развития 24
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Анализ отрасли стратегические возможности и оценка привлекательности..docx

— 209.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

 

Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности.

 

 

Содержание 

 

 

Введение 3

Глава 1. Основные аспекты стратегического управления 5

1.1. Понятие  и сущность стратегического управления 5

1.2. Стратегическое  планирование как часть стратегического  управления 9

Глава 2. Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности 13

2.1. Исследование  и прогнозирование рынка мебели 13

2.2. Анализ  стратегического развития компании  ООО «Альянс» 19

2.3. Основные направления стратегии развития 24

Заключение 35

Список литературы 37

 

 

Введение

 

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

Теоретическим и методологическим аспектам разработки эффективных маркетинговых  стратегий в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных  исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление  и развитие этого раздела науки  управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, М. Портер, К. Праалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования бизнеса.

Знаковыми в области методологии  стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового  бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро.

Анализ литературы по стратегическому  планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.

Актуальность темы разработки стратегического планирования обусловлена  тем, что в условиях рыночной экономики  коммерческий успех любого предприятия  или предпринимателя во многом зависит  от правильно выбранной стратегии  и тактики управления маркетингом.

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование управления стратегическим портфелем предприятия специализирующимся на рынке мебели.

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические основы стратегического управления на предприятии;

- проанализировать мебельный рынок;

- исследовать стратегические  возможности рынка мебели;

- разработать практические предложения по разработке комплексной стратегии предприятия.

Предметом исследования является стратегическое планирование на предприятия.

В качестве объекта исследования выступает предприятие ООО «Альянс».

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные  работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающие различные  аспекты разработки маркетинговых  стратегий предприятия, а также  стратегические и научные методы анализа.

В процессе работы, при разработке стратегии, использовались такие приемы, как системный подход, анализ и  синтез. В процессе изучения причинно-следственных связей отдельных явлений, выраженных через общие и частные показатели, применялись приемы группировки, пространственные и динамические сравнения.

 

 

Глава 1. Основные аспекты  стратегического управления

1.1. Понятие и сущность  стратегического управления

 

Под стратегией понимается комплекс стратегических решений. Для  стратегического решения характерны 2 черты: необратимость и долгосрочные последствия.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия – это реакция  организации на объективные внутренние и внешние обстоятельства деятельности.

Стратегия – это многогранное понятие. Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел определяют его по пяти направлениям как пять «П»:

- стратегия – это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

- стратегия – это принципы поведения или модель поведения;

- стратегия – это позиция;

- стратегия – это перспектива;

- стратегия – это прием, маневр с целью перехитрить соперника.1

Стратегическое планирование можно рассматривать как систему  подготовки, принятия и реализации стратегических решений.

Целью и результатом стратегического  планирования является формирование стратегии  предприятия как системы взаимосвязанных  решений по основным направлениям деятельности предприятия, полностью определяющие его внутреннее и внешнее поведение  и развитие.

Стратегия предприятия обычно представляет собой сочетание: 1) обдуманных и целенаправленных действий; 2) предпринимаемых  по необходимости ответных действий при неожиданном развитии событий  или возникновении нового конкурентного  давления.

Таким образом, стратегия  компании – это сочетание запланированных  действий (предполагаемая стратегия) и  вынужденных реакций на неожиданные  условия («незапланированные» стратегические ответные действия). Следовательно, стратегию  лучше всего рассматривать как  сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакций на изменения  в отрасли и конкурентные события.

Задача формирования стратегии  включает разработку плана и предполагаемой стратегии, а затем приспособление ее к реально разворачивающимся  событиям. Фактическая стратегия  компании – это то, что руководство  должно формировать по мере проявления событий внутри и вне компании.

В связи с внутренней иерархией (структурой) системы стратегия может  быть общей для всей организации  в целом (общая, базовая, корпоративная, общефирменная стратегия) и частной (для конкретного вида бизнеса  – деловой, конкурентной, бизнес-стратегией; для функций управления – функциональной; для структурного подразделения – операционной).2

Определение стратегии для  фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится фирма. Однако существуют общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие  рамки, в которые вписываются  стратегии.

В самом общем виде стратегия  это генеральное направление  действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание  стратегии справедливо только при  рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в  иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более  высокого уровня она является средством.

При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

- какой бизнес прекратить;

- какой бизнес продолжить;

- в какой бизнес перейти;

Это значит, что стратегия  концентрирует внимание и связана  с тем:

- что организация делает  и чего не делает;

- что более важно и  что менее важно в осуществляемой  организацией деятельности.

Существуют три основные области выработки стратегии  фирмы на рынке.

Первая область связана  с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий  связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В  результате этого она может за счет низких цен на аналогичную продукцию  добиться завоевания большей доли рынка.

Фирмы, реализующие такой  тип стратегии, должны иметь хорошую  организацию производства и снабжения, хорошую технологическую и инженерно-конструкторскую  базу, а также хорошую систему  распределения продукции, т.е., чтобы  добиваться наименьших издержек, на высоком  уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки  стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для  того, чтобы становиться лидером  в производстве своей продукции. Это приводит к тому, что потребители  выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая.

Третья область определения  стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и  концентрации усилий фирмы на выбранном  рыночном сегменте. В этом случае фирма  не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом.3

Компании в деловом  мире обладают большой степенью стратегической свободы. Они могут внедряться в  родственные и неродственные  отрасли путем приобретения компаний, создания совместных предприятий, стратегических альянсов или новых предприятий.

Даже если компания предпочитает сконцентрировать свои усилия в одном  бизнесе, преобладающие рыночные условия  обычно предлагают достаточно широкий  диапазон стратегических действий, при  котором ближайшие конкуренты могут  легко избежать копирования стратегия  – одни компании стремятся к лидерству  в издержках, другие делают упор на определенные свойства своей продукции  или услуг, а третьи предпочитают обслуживать особые потребности  и предпочтения узкого потребительского сегмента. Таким образом, описание стратегии  компании должно быть скорее рекомендательным, чем обязательным.4

Для успешного выполнения работы по управлению требуются правильное стратегическое мышление и превосходное стратегическое управление. Современный  руководитель должен уметь мыслить  стратегически о том, каково положение  его компании и какое влияние  на это положение оказывают изменения  условий.

 

1.2. Стратегическое планирование как часть стратегического управления

 

Современная концепция управления экономическими системами разного  уровня (страны – региона – компании) – это концепция стратегического  управления. Она возникла как ответ  на вызовы и угрозы внешней среды: усиление нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение  конкурентной борьбы.5

В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенных  внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.6

Концепция стратегического  управления представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка  и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии  в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и  реализация стратегии в отношении персонала, организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.7

В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично  развиваться. Возникли разные школы  стратегического менеджмента, в  каждой из которых преобладает тот  или иной подход к стратегическому  управлению.8

Теория стратегического  управления основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном и других.

Системный подход предполагает рассмотрение любого экономического объекта  как системы, то есть совокупности взаимосвязанных  элементов (подсистем), имеющей вход (ресурсы), выход (результат, цель), связь  с внешней средой, прямую и обратную связь.9 При системном подходе главным является рассмотрение экономического объекта как части внешней среды. С позиций современной теории бизнес-систем, развиваемой Ефремовым В.С., организация должна рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, способный выполнять в ней определенную функцию (функции). Это приводит к удовлетворению определенной потребности и к образованию у организации коммерческого эффекта.10 В результате важнейшее значение приобретает обеспечение развития организацией своих функций в системе более высокого уровня.

Информация о работе Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности