Современные методы принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:37, реферат

Описание работы

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность управленческого решения

2. Содержание и классификация управленческих решений

2.1 Решение как процесс

2.2 Классификация управленческих решений

3. Современные методы принятия решений

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

^

2.2 Классификация  управленческих решений

 
 
Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:  

  • по функциональному содержанию;
  •  
    по характеру решаемых задач (сфере действия);
  •  
    по иерархии управления;
  •  
    по характеру организации разработки;
  •  
    по характеру целей;
  •  
    по причинам возникновения;
  •  
    по исходным методам разработки;
  •  
    по организационному оформлению.

 
Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например: 

  • решения плановые;
  •  
    организационные;
  •  
    контролирующие;
  •  
    прогнозирующие.

 
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.  
 
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач: 

  • экономических;
  •  
    организационных;
  •  
    технологических;
  •  
    технических;
  •  
    экологических и прочих.

 
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер. 
 
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант. 
 

 
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения: 

  • единоличные;
  •  
    коллегиальные;
  •  
    коллективные.

 
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как: 

  • текущие (оперативные);
  •  
    тактические;
  •  
    стратегические.

 
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести: 

  • графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
  •  
    математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
  •  
    эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

 
По организационному оформлению управленческие решения делятся на: 

  • жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
  •  
    ориентирующие, определяющие направление развития системы;
  •  
    гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
  •  
    нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

 

3.Современные методы  принятия решения

 
 
 
Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например: 
 
- декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов; 
 
- диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах. 
 
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах. 
 
Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования 
 
Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы. 
 
Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения.  
 
При проведении экспертиз используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Дадим краткую характеристику каждому виду экспертных оценок.[3] 
 
Количественное выражение предпочтения (оценка) — сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой. 
 
Используются следующие шкалы: отношений; интервалов; разностей; абсолютная. Количественные оценки соответствуют, как правило, объективным измерениям объективных показателей. 
 
Ранжирование — упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов (например, определение призеров конкурса, определение лучших, надежных банков). 
 
Попарное сравнение — указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов. Иногда допускается объявление o6oirx объектов равноценными или несравнимыми. 
 
Вербально-числовые шкалы используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации. 
 
Метод Дельфи — свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки. В основу метода положены следующие предпосылки: 
 
·        поставленные вопросы должны допускать ответы в виде чисел; 
 
·        эксперты должны быть достаточно информированными; 
 
·        каждый ответ эксперта должен быть им обоснован. 
 
Неэкспертные методы принятия управленческих решений. Метод  неспециалиста — метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.[4] 
 
Линейное программирование — метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача. 
 
Имитационное моделирование — способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных, полученные результаты анализируются и оцениваются. 
 
Метод теории игр — метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их люден, но и от решений или действий других людей. "Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации.  
 
Метод аналогий — поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. 
 
Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы). Процесс творческого мышления имеет пять стадий: 
 
1. Подготовка — сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках. 
 
2. Мыслительные усилия — использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). (Фрустрация — важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.) 
 
3. Инкубация — проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время. 
 
4. Озарение — «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему. 
 
5. Оценка — анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.[5] 
 
Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности. Поощряется высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов — количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки. 
 
Одним из наиболее распространенных методов творческого мышления менеджера является метод «Брейнсторминга», или «Мозговая атака» («Мозговой штурм»). В отличие от методов, имеющих целью поиск единственно правильного решения проблемы, смысл метода «Мозговой атаки» заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора. 
 
Менеджер может пользоваться «Мозговыми атаками»: для поиска новаторского решения; в начале собрания, чтобы «растопить лед» между участниками; для укрепления коллектива. 
 
Существует два способа проведения «Мозговой атаки»: устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он занимает меньше времени, но письменный — более основателен. 
 
Проблема рассматривается и идеи генерируются в атмосфере раскованности и непринужденности. От вынесения суждения отказываются и поощряют все идеи, особенно безумные. Именно такие идеи, в сущности, и служат отправными точками для выработки чего-то нового, имеющего большое практическое значение. Идеи свободно высказываются, происходит доброжелательный обмен мнениями. Главная цель — разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи. 
 
Еще один метод творческого мышления менеджера при принятии решений «Разложение на части». При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них с целью усовершенствования. Обычно этот метод применяют в отношении материальных (вещественных) объектов. Каждую характеристику изучают и предлагают ее изменения. 
 
Широко распространенным методом творческого мышления является метод, получивший название «Принудительные взаимосвязи». При этом методе берутся объекты или идеи и задается вопрос: «Сколько возможно иметь различных их комбинаций для получения нового объекта или идеи?» Этот метод используется, например, при разработке новых моделей мебели. 
 
Очень известным и широко используемым является сегодня метод «Морфологический анализ». При этом методе все переменные заносят в матрицу и пытаются комбинировать их по-новому. Достоинством данного метода является то, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты. 
 
Еще одним методом, используемым в менеджменте, является «Латеральное мышление и РО». В случае, если проблема изучается аналитически и необходимо в нее погружаться все глубже и вдаваться в все большие детали, речь идет о вертикальном мышлении. Творческое же мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной области — это латеральное, или боковое мышление.  
 
Распространенным методом, используемым в менеджменте, является метод «Опросных листов». Такие листы могут служить в качестве указателей идей. Они могут касаться конкретной области деятельности предприятия или быть общими, например: по маркетингу, дизайну, финансам и т.п. Широко используется так называемый опросный лист Осборна. Основными его подзаголовками являются следующие: использовать по другому назначению,  приспособить, модифицировать, уменьшить, заменить, реорганизовать, комбинировать. Менеджер должен знать, что опросные листы следует применять с осторожностью, так как они могут подавить творческие способности, ограничивая области опроса. 
 
Метод «Дневных грез». Если длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению. 
 
Метод «Группового гения». Позволяет собрать в одной группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого мышления, образуя группу, способную сочетать разные методы. 
 
При проведении всех вышеперечисленных методов следует соблюдать следующие четыре правила: 
 
1.  Воздерживаться от преждевременных суждений — исключить преждевременную критику какой-либо идеи. 
 
2.  Быть раскованными. 
 
3. Стараться увеличить количество идей. 
 
4. Комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»).[6] 
 
По форме принятия управленческие решения могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличными называются решения, которые принимает один человек. Групповые или коллективные решения называются коллегиальными (в условиях рыночных отношений все чаще возникают ситуации и проблемы, решение которых требует комплексного анализа, т.е. участия группы специалистов) 
 
Следуя логике построения работы далее с использование рассмотренных инструментов проедем анализ управленческой ситуации, на основании сделанных предположений и разработаем для компании «Аляска» варианты решения обозначенной управленческой проблемы. 
-

Заключение

В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы. 
 
Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. 
 
На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.  
 
Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Правильно принимать решение - это область науки и может быть познана из книг. Принятие же правильных решений это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере. 
 
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. 
 
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и  организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону        создания соответствующей среды вокруг этого процесса..

Список используемой литературы :

1.     Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: Учебник. /Отв. ред. Крылов А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-752 с. 
 
2.     Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. //Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 12. – с. 39-42 
 
3.     Евланов А. Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 2004. — 175 с. 
 
4.     Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб: Издательский дом МиМ, 2003.  
 
5.     Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2004 
 
6.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2001. 
 
7.     Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 2003.

 

 

 

 

 

 

3. ЗАТРАТЫ И ДОХОДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  УЧЕТА

3.1.Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.  

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл. 

Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.

Издержки – это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. 

Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности.

Определение расходов организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).  

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности.  

Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Дадим экономическое определение се6естоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

3.2.Классификация затрат  и ее использование в управленческом  учете

Любое производство требует затрат. Затраты на производство и реализацию продукцию есть издержки производства. 

Общие издержки. Это все расходы, затраты труда предприятия на изготовление и реализацию товара. 

При группировке по статьям калькуляции в состав себестоимости затраты могут классифицировать по следующим критериям:

основные и накладные;

прямые и косвенные;

простые и комплексные;

постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Отнесение затрат к основным и накладным обусловливается характером их связи с производством продукции. Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом. К основным затратам относится сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих. В свою очередь, накладные расходы связанны с организацией управления и обслуживанием производства. К ним, например, относятся цеховые и общезаводские расходы, расходы на реализацию продукции.

По способу отнесения на себестоимость конкретных видов изделий все затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты -- это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара и прямо относятся на ее себестоимость. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Эти затраты связаны с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции, а только косвенным образом, по заранее установленному признаку -- пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости, машино-час. работы оборудования по изготовлению соответствующих изделий и других.

Информация о работе Современные методы принятия решений