Сравнительный анализ моделей менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Каждая страна прошла свой исторический путь развития, не изучив который нельзя понять особенности развития данной страны.
Западноевропейские страны, Япония, США – развитые государства мира. Они накопили опыт в менеджменте, создали особенности управления, присущие только им. Их модели управления разные, но есть и некоторые схожие черты между ними. Так каждая страна, наблюдая за развитием моделей менеджмента других стран, усовершенствовала свою и получила уникальную по своей природе модель менеджмента, которая формировалась длительное время и по сегодняшний день продолжает видоизменяться.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристики зарубежных моделей менеджмента…………....5
1.1Американская модель менеджмента………………………………...5
1.2 Японская модель менеджмента……………………………………13
1.3 Западноевропейская модель менеджмента……………………….17
Глава 2. Сравнительный анализ моделей менеджмента………………….22
2.1 Американская и японская модели менеджмента…………………22
2.2 Западноевропейская и американская модели менеджмента…… 27
2.3 Японская и западноевропейская модели менеджмента…………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристики  зарубежных моделей менеджмента…………....5

             1.1Американская модель менеджмента………………………………...5

              1.2 Японская модель менеджмента……………………………………13

              1.3 Западноевропейская модель менеджмента……………………….17

Глава 2. Сравнительный анализ моделей менеджмента………………….22

              2.1 Американская и японская модели  менеджмента…………………22

              2.2 Западноевропейская и американская  модели менеджмента…… 27

              2.3 Японская и западноевропейская  модели менеджмента…………28

Заключение……………………………………………………………………...29

Список использованных источников………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Каждая страна прошла свой исторический путь развития, не изучив который нельзя понять особенности развития данной страны. 

Западноевропейские страны, Япония, США – развитые государства мира. Они накопили опыт в менеджменте, создали особенности управления, присущие только им. Их модели управления разные, но есть и некоторые схожие черты между ними. Так каждая страна, наблюдая за развитием моделей менеджмента  других стран, усовершенствовала свою и  получила уникальную по своей природе модель менеджмента, которая формировалась длительное время и по сегодняшний  день продолжает видоизменяться.

В мире есть разные модели менеджмента. Разнообразие связано с культурой, языком, менталитетом людей, местоположением, экономическим устройством, роли государства и др. Традиционно из всех моделей выделяют японскую, американскую, западноевропейскую модели менеджмента. Эти разновидности являются наиболее действенными в мире.

У каждой модели есть свои плюсы и минусы и отличия друг от друга. Отличия  связаны как с философией модели, принципами, задачами, так и с взаимоотношениями людей.

Модель менеджмента определяет организацию, управление, работу, отношения на фирме, она является  ее основой продвижения вперед.

Актуальность темы.

Менеджмент занимает большую роль в развитии  организации. А организация управляет на основе сформировавшейся модели менеджмента в данной стране. А опыт управления других стран может быть полезен для организации другой страны.

Так в японской модели менеджмента отличительными чертами  является выслуга лет, система пожизненного найма, коллективная работа, бережливость, трудолюбие рабочих, готовность принять новое.

В американской модели упор делается на рост производства, рост прибыли, для рабочих характерна борьба за лидерство, жесткая дисциплина.

В западноевропейской модели основные черты объем ответственности и полномочий, компетентность. Эта модель занимает промежуточное место между американской и японской моделями.

Цель курсовой работы.

Изучить американскую, японскую, западноевропейскую модели менеджмента и провести их сравнительный анализ.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть  особенности и черты американской, японской, западноевропейской моделей менеджмента.
  2. Провести сравнение между американской, японской, западноевропейской моделями менеджмента.

Объектом курсовой работы являются американская, японская и западноевропейская модели менеджмента.

Предметом курсовой работы являются черты, особенности моделей менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ  ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

За время существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей.

Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента (и прежде всего Японии) свидетельствует, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента, позволившей США занять лидирующее положение среди стран западного мира. [1, с. 45]

Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом - индивидуализм.[5, с. 21]

При американской модели менеджмента условия функционирования организации считаются постоянными в течение длительного периода времени. Основа стратегии в этой модели - непрерывный поступательный рост производства. Организационная структура в американской модели менеджмента построена по функциональному принципу, четко разделяющему аппарат управления по службам. Этой модели присущи абсолютный контроль всех видов деятельности и безусловное выполнение указаний сверху. [8]

Менеджмент в США появился в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается  родиной менеджмента. Первый научный курс управления  появился в 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина.  В 1886 году бизнесмен Г.Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров- механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 году Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».[2, с. 45]

Американский менеджмент базируется, прежде всего, на учениях школы научного управления, у истоков которой стоял Ф. Тейлор. [1, с. 45]

Главная идея Тейлора- управление должно стать системной, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходим проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производительности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обоснованных инструкций. [3, с. 46 - 47]

Один из видных последователей Тейлора - американский ученый Г. Эмирсон – в своей книге «Двенадцать принципов производительности (1912 год) – сформулировал 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день:

  1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.
  2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.
  3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.
  4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем ее, своевременным поощрением.
  5. Справедливое отношение к персоналу.
  6. Быстрый, надежный, точный, полный, постоянный учет.
  7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»
  8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
  9. Нормализация условий труда.
  10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.
  11. Наличие стандартных письменных инструкций.
  12. Вознаграждение за производительность.

Значительный вклад внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был  известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления он положил следующие принципы:

максимум разделения труда;

специализация;

широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки;

расстановка оборудования  по ходу технологического процесса;

механизация транспортных работ;

регламентированный ритм производства продукции.[3, с. 47]

Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. [3, с. 48]

Американский менеджмент впитал в себя также основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Она оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. [1, с. 45]

Анри Файоль разработал «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. К важнейшим принципам управления Файоль относил: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. К главным элементам управления причислены: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль.  Он рассматривал управление как взаимосвязь функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. [3, с. 48]

Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания капиталистического производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Формирование новой концепции, получившей название "школы человеческих отношений", связано с именем американского социолога и психолога Э. Мэйо. Часто этот период развития американской теории управления называют эпохой "новых начинаний" гуманистической направленности.

Термин "менеджмент человеческих ресурсов" возник в 60-е гг. Американский социолог Р. Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель "человеческие отношения" модели "человеческие ресурсы". Модель "человеческие ресурсы" рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель "человеческие ресурсы" ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. [1, с. 44]

Стремясь выразить свое повышенное внимание к человеческим ресурсам, большинство американских фирм в 60-70-е гг. переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, роль которых в последние два десятилетия заметно выросла.

Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках:

- наличие рынка;

- индустриальный способ  организации производства;

- корпорация как основная  форма предпринимательства.

Корпорации имеют статус юридического лица, а их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпорации впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. [1, с. 45]

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.

Важнейшей составной частью плановой работы корпораций является стратегическое планирование. Оно сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, ориентирует их на предвидение будущих изменений внешней среды. Позволяет установить обоснованные приоритеты распределения ресурсов.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей менеджмента