Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
определяются основные направления государственной политики занятости;
производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 430.16 Кб (Скачать файл)
  • развитие системы профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;
  • взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации;
  • разработку и реализацию механизма создания рабочих мест, в том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового частного унитарного предприятия «Центр социальных работ», общественного объединения «Белорусский фонд милосердия и здоровья».

Основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд [14].

Основные задачи по обеспечению занятости в сельской местности рассматриваются в Государственной программе устойчивого развития села.

В целях обеспечения занятости населения, эффективности использования трудовых ресурсов в сельской местности в 2011 – 2015 гг. будут решаться следующие задачи [16, c.34 – 35]:

  • оказание содействия безработным в трудоустройстве на постоянную работу на вакантные и созданные рабочие места;
  • создание рабочих мест с оказанием государственной помощи для трудоустройства граждан;
  • содействие развитию форм занятости населения сельской местности, не связанных с сельскохозяйственным производством;
  • создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • содействие организации новых и развитию действующих организаций народных промыслов, школ народного творчества, домов (центров) ремесел в составе клубных учреждений;
  • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;
  • организация в сельской местности оплачиваемых общественных работ для предоставления временной занятости безработным и другим категориям граждан.

 Наиболее сложная  ситуация на рынке труда в 2012 году прогнозируется в 13 из 187 малых  городов, поэтому именно они и  включены по предложениям облисполкомов  в госпрограмму.

Как и прежде, по каждому малому городу с учетом специфики территорий предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства [16, с.37].

Стоит отметить, что правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Несбалансированность в сфере занятости населения является проявлением макроэкономической нестабильности. В общественном масштабе она заключается в нарушении пропорции между численностью экономически активного населения и количеством необходимых для него рабочих мест. Эта диспропорция ведет или к образованию излишка рабочих мест, или к безработице. 

Необходимо обратить внимание на то, что занятость и безработица связаны между собой. Уровень занятости снижается при росте уровня безработицы. А поскольку безработица может вызываться различными причинами, то и меры, направленные на реализацию трудового потенциала общества, вырабатываются не абстрактно, а с учетом конкретных источников возникновения безработицы.

1.3 Безработица и ее  социально-экономические последствия

1.3.1 Безработица: понятие, причины, виды, последствия

Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

В соответствии с положением Международной организации труда безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу [5, c.89].

Количественно безработица измеряется двумя показателями [9, c.183]:

  • уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы;
  • продолжительностью безработицы – временем пребывания в качестве безработного.

При исследовании безработицы и разработке политики занятости необходимо использовать оба показателя.

Рассмотрим рисунок 1.1, где представлена схема основных видов безработицы по причинам возникновения и характеру проявления.

Фрикционная безработица в основном связана с текучестью кадров. Считается, что данный вид безработицы не только неизбежен, но и желателен (переход работника на более привлекательную, более продуктивную работу обусловливает получение обществом большого объема валового внутреннего продукта).

Структурная безработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различные виды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства. Спрос на некоторые виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, а на другие — возрастает или возобновляется. В результате структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест.

Различие этих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек в основном ищет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у него профессии и его навыкам, а структурная безработица предусматривает переквалификацию, требующую определенного времени.

Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считается естественным уровнем безработицы.

Методика определения естественного уровня безработицы несовершенна, поэтому единого критерия уровня естественной безработицы не существует. Одни авторы предлагают рассчитывать этот показатель как среднеарифметическую величину за 10 предшествующих лет. Другие — исходить из фиксированной и средней величины пособия по безработице.


 



 

 


 



 


 

 


 

 




 

Рисунок 1.1 – Виды безработицы по причинам возникновения и характеру проявления

Источник: [11, c.66]

Это не совсем обоснованно, так как величина фиксированного значения должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей, в частности, от естественного уровня безработицы [7, c. 47 – 48].

Разновидностью структурной безработицы является технологическая безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда [7, c. 176].

Наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическим спадами, кризисами. В таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. Численность персонала сокращается, происходит массовое увольнение работников, рынок труда переполняется людьми, ищущими работу. При  циклической безработице издержки общества на преодоление ее негативных последствий весьма существенны.

Циклическую безработицу можно охарактеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике. Для безработных в условиях экономического кризиса характерны отчаяние, безысходность, готовность на многие жертвы ради заработка. Это самая тяжелая форма безработицы с наиболее разрушительными для людей социально-экономическими последствиями.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистрированная безработица – это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу[7, c.177].

К скрытой безработице относят [13, c.158 – 159]:

  • находящихся в вынужденных отпусках и вынужденно работающих по сокращенному графику;
  • работающих, но не получающих заработную плату;
  • занятых не в полной мере из-за временного или относительно постоянного отсутствия фронта работ, не повлекшего за собой административных отпусков или официального сокращения графика работы (неэффективная занятость);
  • занятых на работах, не требующих квалификации и опыта при наличии желания работать по специальности;
  • не имеющих работы, ищущих ее и готовых приступить к ней, но имевших случайные заработки в течение контрольной недели;
  • не имеющих работы, желающих работать и готовых приступить к ней, но не ищущих работу активно (отчаявшиеся в поисках работы).

В Беларуси широко распространена именно скрытая безработица. Скрытая безработица может иметь две формы – видимую и невидимую. Видимая скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) показывает, какое количество работников занято в режиме неполного рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также находится в административных отпусках без сохранения зарплаты или с частичной оплатой труда. Невидимая скрытая безработица (невидимая неполная занятость) отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами могут быть неполное использование квалифицированного потенциала работника или низкая производительность труда. Таким образом, к этой категории относят излишек рабочей силы с точки зрения определенных нормативов труда, а также занятых на работе, не требующей имеющихся у них квалификации и опыта. Данное явление пока недоступно прямому статистическому измерению, и в настоящее время анализ скрытой безработицы ограничивается лишь зримыми ее проявлениями (видимая скрытая безработица [18, с. 46 – 54].

При анализе последствий безработицы целесообразно выделять три уровня: национальный, предприятия, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем ВВП. Подобную зависимость отражает так называемый закон А.Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процентный пункт, то отставание объема ВВП составляет 2,5 %.

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, т.е. уменьшает доходную часть государственного бюджета. По мере своего роста безработица увеличивает расходы государства (т.е. влияет на расходную часть бюджета). Особенно это обстоятельство присуще нашей республике, где не сложилась еще система социального страхования безработных и все выплаты на пособия по безработице и другие связанные с ней мероприятия осуществляются из Государственного фонда содействия занятости, который в настоящее время является целевым бюджетным фондом [3, c.45].

Для человека безработица означает потерю постоянного источника дохода, что ставит его на грань физического выживания. Возрастает конкуренция между людьми за престижные рабочие места.

Следует отметить, что в Республике Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 г. составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4 п.п. меньше, чем на конец октября 2011 г. и на 1,1 п.п. больше, чем на конец сентября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г., как и на конец октября 2011 г., составил 0,6 % от экономически активного населения.

В январе-сентябре 2012 г. 77,1 тыс. работников организаций (2,3 % среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2011 г. – 71,7 тыс. человек, или 2,1 %). В январе-сентябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, уменьшилась на 18,6 п.п. и составила 23,9 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 25,7 п.п. и составила 53,2 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в сентябре 2012 г. были предоставлены 1 тыс. человек, или 11,6 % от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска [10].

Безработица позволяет предпринимателям диктовать свои условия. Наиболее значимыми ее социальными последствиями являются: снижение важнейшего элемента безопасности человека – уверенности в будущем; рост уровня дифференциации населения по доходам; возникновение условий для деградации, маргинализации населения, ухудшение социально-психологического климата в обществе; ослабление семейных уз, распад семей, ухудшение здоровья и т.п.

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь