Зарождение теории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
– всегда интересно и нужно;

Файлы: 1 файл

1. Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ..docx

— 183.77 Кб (Скачать файл)

Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать, чтобы работник работал как машина, то Вебер искал ответа на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Личность в веберовской концепции организации не учитывалась. Лишь процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, направления развития, конкретные решения и действия руководства. Вебер считал, что только бюрократическая система может обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость – что повлечет за собой достижение организационных целей.

Использование командно-административных систем было перенесено и на управление предприятиями в советское время, однако за этим стояло отнюдь не научные аргументы. В стране насаждался жестко контролируемый стиль управления, основанный на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, на универсализме, стандарте и обезличенности, что стало политической и хозяйственной реальностью на многие десятилетия.

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОРЕНБУРГСКИЙ РАДИАТОР»

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «Оренбургский радиатор» – предприятие машиностроительного комплекса Уральской горно-металлургической компании.

Завод основан в 1941 г. Сегодня является одним из крупнейших и опытных участников российского рынка по производству радиаторной продукции. Завод по праву входит в число лидеров среди предприятий, производящих изделия для машиностроения. Предприятие специализируется на разработке, внедрении и серийном производстве радиаторной продукции. Под маркой «Оренбургский радиатор» предприятие выпускает радиаторы для тракторов, комбайнов, сельхозтехники; легковых и грузовых малотоннажных автомобилей отечественного производства.

История ООО «Оренбургский радиатор» началась в 1941 году, когда из Одессы в Оренбург был эвакуирован завод «Автозапчасть».

В 1942г завод «Автозапчасть» получил задание – освоить производство запасных частей для тракторного парка МТС и совхозов.

В 1946 году произошла полная переориентация завода на выпуск запасных частей к тракторам и комбайнам, а в 1947-м предприятие переведено из Наркомата среднего машиностроения в Министерство тракторной и автомобильной промышленности.

В дальнейшем завод неоднократно преобразовывался и менял название. Производственные мощности предприятия постоянно совершенствовались, открывались новые производственные подразделения, осваивался выпуск новых видов продукции – автомобильных радиаторов. При сотрудничестве со шведской фирмой «Оутокумпу», был освоен выпуск высокоэффективных автомобильных радиаторов нового поколения с поверхностью охлаждения типа «Сплиттер Фин».

В январе 2000г предприятие вошло в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания».

В январе 2007 г. на производстве занято порядка 1200 человек.

ООО «Оренбургский радиатор» сертифицировало системы менеджмента качества предприятия и продолжает работу по разработке новых видов продукции.

Высокое качество продукции отмечено международными наградами:

1994г. - интернациональный  приз за качество /г. Мадрид, Испания/

1995г. - международная золотая  звезда за качество /г. Рим, Италия/

Продукция завода реализуется практически во всех регионах РФ, организованы представительства в Белоруссии и на Украине, установлены долгосрочные связи с потребителями Казахстана, Польши, Венгрии, Туркмении, Германии, Чехии, Пакистана. ООО «Оренбургский радиатор» является надежным поставщиком радиаторной продукции на тракторные, комбайновые и автомобильные заводы РФ, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе для заводов РУП «Минский тракторный завод», ПО «Гомсельмаш», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Промтрактор», ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ЗАО «Петербургский тракторный завод», ОАО «ГАЗ» и др. Предприятие проводит большую работу по разработкам, изготовлению и поставкам радиаторов для дизель-генераторных установок фирм «Дженерак» (США), ООО «ТД «Дизель-МТС» (Ярославль).

Система контроля качества, действующая в организации, сертифицирована на соответствие ГОСТ ISO 9001-2001. Ведется работа по сертификации самой продукции. Высокое качество изготавливаемых теплообменников подтверждается присвоением диплома Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2006».

Успехи предприятия объясняются наличием высококвалифицированных специалистов, продуманной финансовой политикой, гибкой системой маркетинга. Продукция завода «Оренбургский радиатор» успешно конкурирует на российском рынке, занимая лидирующие позиции, и неизменно привлекает внимание специалистов на самых престижных выставках России и стран зарубежья.

К ведущим направлениям деятельности предприятия ООО «Оренбургский радиатор» относятся:

– проектирование и производство радиаторов для легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ; малотоннажных грузовых автомобилей ЗИЛ, ГАЗ; тракторов, комбайнов, сельхозтехники, дизель-генераторных установок с мощностью двигателя от 3 до 600 кВт; транспортных средств с двигателем ЯМЗ 238Д, 236; кормоуборочных комплексов и другой спецтехники;

– разработка и изготовление опытных образцов теплообменников в виде блочных схем под индивидуальный заказ.

Выпускаемая заводом радиаторная продукция отличается высокими аэродинамическими, теплотехническими и весовыми характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов. Наша продукция надежно служит в самых разных условиях и режимах эксплуатации.

На предприятии идет интенсивная подготовка к выпуску новых видов изделий. С учетом потребностей рынка постоянно расширяется модельный ряд. На сегодняшний день номенклатура выпускаемых изделий насчитывает свыше 500 единиц наименований.

На заводе используются новейшие разработки в области изготовления радиаторной продукции. Высокий уровень технического оснащения – это результат многолетнего сотрудничества с ведущими мировыми производителями Швеции, Германии. Первоклассная конструкторско-технологическая и уникальная техническая база предприятия позволяет осуществлять полный цикл создания новых изделий: от составления технического задания до изготовления опытных образцов и серийного производства. Применение прогрессивных технологий, оборудования, экономически обоснованных новых материалов – пластмасс, биметаллов, особо тонких лент и твердых припоев работает на качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Оренбургский радиатор» (таблица 1).

Таблица 1 – Технико–экономические показатели деятельности предприятия

Наименование показателей

Единицы измерения

2011 г

2012 г.

2013 г.

1

Прибыль от реализованной продукции, работ, услуг

Тыс.руб.

1 069 120

1 117 822

1812554

2

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

Тыс.руб.

3 953 351

3 767 992

5 257 417

3

Рентабельность продаж

%

21,3

22,9

24,3

4

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

Коп.

79

79.8

74.4

5

Прибыль(убыток) от прочих доходов и расходов

Тыс.руб.

-239 287

-575 961

-444 219

6

Прибыль до налогообложения

Тыс.руб.

829 833

541 861

1 368 335

77

Текущий налог на прибыль

Тыс.руб.

193 189

36 169

336 968

8

Чистая прибыль

Тыс.руб.

568 296

411 371

1 057 388


 

 

В 2012 году предприятие испытывало финансовые трудности, связанные с недостатком оборотных средств, обусловленные накапливанием нереализуемой готовой продукции на складах, высокой кредитной нагрузкой. Некоторое улучшение финансовой ситуации во второй половине года с ростом цен на радиаторы позволило предприятию перевыполнить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности по прибыли.

Хотя в 2012 году прибыль от реализованной продукции, работ, услуг увеличилась, в целом по предприятию чистая прибыль снизилась. Это произошло из за увеличения затрат на 1 руб. реализованной продукции и прочих расходов.

Затраты на 1 рубль товарной продукции ООО «Оренбургский радиатор» в 2012 г. выросли относительно 2011 года на 0,8 коп. и составили 79,8 коп.

Себестоимость снизилась на 185 млн. руб. или 4,7% и составила 3768 млн.руб.

Рентабельность продаж 22,9 % (2011 г.-21,3%), что объяснятся ростом нереализованных остатков убыточной продукции на складе.

Чистая прибыль 2012 года - 411 млн.руб.

В 2013 году финансовое положение предприятия ООО «Оренбургский радиатор» улучшилось. Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2013 г. снизились относительно 2012 года на 5,4 коп. и составили 74,4 коп.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 1,5 млн.руб. (из за увеличения объема реализации товаров, работ, услуг). Рентабельность продаж выросла на 1,4 % и составила 24,3 %.

Чистая прибыль 2013 года – 1 057 млн.руб.

Стремительный рост чистой прибыли в 2013 году связан с внедрением на предприятие следующих инноваций:

1) технология  изготовления пластин радиаторных  оребренных;

2) технология  получения защитно-декоративных  покрытий водно-дисперсными красками  на бутадиен-стирольной и акриловой  основах;

3) новая технология  раскроя стальных заготовок деталей.

Таким образом, на предприятии ООО «Оренбургский радиатор» были улучшены основные технико-экономические показатели его деятельности за счет введения инноваций.

2.2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОРЕНБУРГСКИЙ РАДИАТОР»

Рассмотрим организацию труда на примере «Транспортного хозяйства».

Труд в «Транспортном хозяйстве» организован по следующим направлениям:

1) разделение и кооперация  труда;

2) оплата и стимулирование  труда;

3) нормирование труда;

4) благоприятный режим  и условия труда;

5) организация рабочих  мест.

Разделение и кооперация труда. Разделение труда на предприятии ООО «Оренбургский радиатор» предполагает его кооперацию, которая представляет собой объединение людей для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.

Кооперация выступает материальной основой объединения людей в совместном трудовом процессе. Единство экономических интересов и целей в достижении высоких конечных результатов труда является основой совместного трудового процесса, поэтому совместная деятельность людей на предприятии ООО «Оренбургский радиатор» осуществляется посредством кооперации. По мере ее развития складываются и совершенствуются трудовые отношения между коллективами и работниками.

Новые формы разделения труда предполагают и новые формы его кооперации, т.е. выбор соответствующих форм объединения работников, выполняющих какие-то отдельные виды общей работы, для достижения главной цели организации ООО «Оренбургский радиатор».

В «Транспортном хозяйстве» существует сдельная система оплаты труда, на величину заработной платы значительное влияние оказывает отработанное время, тарифные ставки и тарифный разряд.

На предприятии ООО «Оренбургский радиатор» в «Транспортном хозяйстве» существуют следующие доплаты к основной заработной плате:

– за классность;

– за совмещение (т.е. работа на двух и более машинах);

– по приказу (от начальства);

– за ночное время (на 40% больше дневного времени).

Так же к основной заработной плате добавляется процент премии:

1. по положению:

– за выполнение нормативов выработки;

– за качество выполняемых работ;

2. лишение премии:

– за невыполнение нормативов выработки;

– за несоответствие стандартам качества выполняемых работ;

– корректировка по Положениям предприятия.

В «Транспортном цехе» кроме обычной заработной платы с доплатами и премиями существует так же поощрительная часть заработной платы.

В поощрительной части заработной платы выделяют:

1. доплаты:

– за переработанное время;

– за бригадирство (10%);

– за вечернее время (20%);

– за ночное время (40%);

– за выходные (30%);

2. премии:

2.1 по положению:

– за выполнение нормативов;

– за качественное выполнение работ;

2.2 лишение премии:

– за невыполнение нормативов;

– за некачественное выполнение работ.

Таким образом, заработная плата водителей «Транспортного хозяйства» состоит из основной и поощрительной части, которые увеличиваются на величину доплат и премий, что стимулирует труд соответствующих работников.

В «Транспортном хозяйстве» действует система нормирования труда водителей. Нормирование труда – определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно – технических условиях. Оно является эффективным инструментом управления, при помощи которого осуществляются планирование, организация, руководство и контроль за имеющимися ресурсами – трудовыми, материальными и финансовыми.

Информация о работе Зарождение теории менеджмента