Автоматизированные банковские системы. Система «Клиент-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Третий этап (80–е – начало 90–х годов.) характеризуется распределенной сетевой обработкой, основанной на массовом переходе пользователей с больших ЭВМ и миникомпьютеров на ПК. Начавшись с применения одно-ранговых вычислительных сетей, этот этап развивался в направлении создания двухуровневых систем, использующих в больших масштабах UNIX–серверы и рабочие станции. В результате такого рода развития были созданы ИС предприятий и подразделений основанных на иерархической модели клиент–сервер. В то же время децентрализация ИС привела к недопустимо высоким расходам по их эксплуатации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:
- Что такое информационная система (ИС)? Этапы развития
- Специфика банковских ИС
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ЧАСТЬ 1:
- История развития банковских автоматизированных систем (АБС)
- Применение АБС
- Составляющие АБС
ЧАСТЬ 2:
- Программное обеспечение «Клиент-Банк»
- Работа с системой
- Состав системы «Клиент-Банк»
- Еще раз о минусах и плюсах системы «Клиент-Банк»
- Рассмотрение системы «Клиент-Банк» на примере системы Сбербанка
ЧАСТЬ 3:
- Информационная безопасность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Оценка системы «Клиент-Банк»

Файлы: 1 файл

Информационные технологии. Банк-Клиент. (изменен).docx

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Перед клиентом всегда стоит  проблема: либо двойной ввод данных, либо дополнительная плата за интеграцию программ (при этом встает еще и  вопрос безопасности, так как данные о платежах будут храниться в  дополнительной директории). Логичнее было бы иметь стандартные продукты со стандартизованным форматом ввода  и вывода информации. Сейчас, если я  меняю банк, то вынужден либо снова платить деньги за установку системы «Банк-клиент» и за ее интеграцию с моей бухгалтерской программой, либо тратить дополнительное время бухгалтера на двойной ввод данных — в бухгалтерскую систему и систему «Банк-клиент». Чтобы решить данную проблему, следует выбрать банк, у которого программное обеспечение работает в том же формате, что и ваша бухгалтерская программа. Например, системы InterBank, BS-Client и некоторые другие имеют сертификат «1С-Совместимо» и легко интегрируются с «1С». Устанавливать систему или нет?

Подводя итог, можно сказать, что система «Банк-клиент» будет  особенно полезна тем предприятиям, у которых часто возникает  необходимость в оперативном  управлении расчетами. Выгодно использовать эту систему и фирмам, у которых  большое количество платежей, так  как стоимость обработки электронной  платежки практически во всех банках меньше, чем стоимость обработки  бумажного платежа.

 

Рассмотрим  систему «Банк-Клиент» более подробно на примере АС «Клиент-Сбербанк».

При установке системы  любой производитель предлагает ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, так называемое руководство пользователя.

Руководство пользователя - является эксплуатационным документом, содержащим сведения, необходимые для обеспечения пользователя справочной информацией о работе с программой АРМ «Клиент». Существуют некоторые оговорки:

- предполагается, что пользователь  АРМ «Клиент» имеет общее представление  о сфере банковских услуг и технологиях проведения банковских операций;

- также пользователь должен  обладать основным навыками работы  с компьютером и операционными системами семейства Windows.

 

Принципы  работы системы

Структура системы

АС «Клиент-Сбербанк»  представляет собой программный  комплекс, состоящий из нескольких компонентов. Основными компонентами АС «Клиент-Сбербанк» являются:

- автоматизированное рабочее место клиента (АРМ «Клиент»);

- автоматизированное рабочее место сотрудника банка (АРМ «Банк», ФП «Банк 2000» и др.) Остальные компоненты предназначены для технического обеспечения функционирования системы и включают в себя программный инструментарий системного администратора. При работе с системой различным категориям пользователей могут быт назначены различные права, что обеспечивает защиту от несанкционированного использования программы.

 

Понятие документа

Документом в АС «Клиент-Сбербанк» называется электронный документ являющийся аналогом «бумажного» платежного документа, справки, служебной записки и т.д. Электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме В АРМ «Клиент» АС «Клиент-Сбербанк» поддерживается работа с документам следующих видов:

- Рублевые документы:

– Рублевое платежное поручение;

– Рублевое платежное требование;

– Рублевое инкассовое поручение;

– Рублевый Акцепт / Отказ  от акцепта;

– Объявление на взнос наличными.

– Чек.

- Валютные документы:

– Валютное платежное поручение;

– Поручение на продажу  валюты;

– Поручение на покупку валюты;

– Поручение на обязательную продажу валюты.

- Справки:

– Справка о валютных операциях;

– Справка о расчетах через счета за рубежом;

– Справка о поступлении валюты РФ;

– Справка о подтверждающих документах;

- Служебные документы:

- Реестр на пополнение средств;

- Паспорт сделки по контракту;

- Паспорт сделки по кредитному договору;

- Служебная записка.

Жизненный цикл и статусы документа

Жизненный цикл документа включает различные этапы его обработки, начиная от создания документа клиентом и заканчивая завершением его обработки при подтверждении или отклонении документа в Банке.

На каждом этапе документу  присваивается определенный статус, отражающий текущее состояние документа и стадию обработки, на которой документ находится в текущий момент времени. Перечень статусов документа приведен в таблице 1.

Таблица 1. Статусы документов

Продолжение таблицы 1 Статусы документов

В строке статуса отображается общее количество документов в статусе выгружен.

При нажатии на данное сообщение  появиться список с перечнем документов, их количеством и суммой.

Для перехода к подсистеме, содержащие документы из приведенного списка, следует нажать на соответствующую строку.

 

 ЭЦП  и ее использование в электронном  документообороте

Применяемые в АС «Клиент-Сбербанк» процедуры электронной цифровой подписи и шифрования передаваемых файлов исключают злоумышленный перехват, прочтение и искажение передаваемой информации.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Процедура электронной подписи  удовлетворяет стандартам Российской Федерации ГОСТ Р34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи» и ГОСТ Р34.11-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования», а процедура шифрования — требованиям ГОСТ 28147-89.

Согласно ФЗ «Об электронной  цифровой подписи» от 10 января 2002 г. ЭЦП  в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Любая информация (документ, письмо и т.д.), отправляемая клиентом в Банк через АС «Клиент-Сбербанк», должна быть подтверждена одной или несколькими ЭЦП клиента. То есть для получения возможности отправки документов клиент должен получить в Банке необходимый набор электронных цифровых подписей. В АРМ «Клиент» предусмотрено два режима работы с ЭЦП:

- работа в режиме одной ЭЦП;

- работа в режиме двух ЭЦП.

При работе в режиме одной  ЭЦП, документы подписываются ЭЦП  Руководителя, после чего они отправляются в Банк. При работе в режиме двух ЭЦП, в отличие от режима работы с одной ЭЦП, документы сначала подписываются ЭЦП Бухгалтера, а затем подписываются ЭЦП Директора. После чего они отправляются в Банк.

Электронная цифровая подпись  может быть персональной или групповой. Всем сотрудникам клиента, которые предположительно будут использовать в своей работе АРМ «Клиент», выдается Банком персональная ЭЦП.

 

 Условия  выполнения программы

Сведения  о составе комплекса технических  средств

Технические характеристики аппаратного обеспечения напрямую зависят от операционной системы (ОС), установленной на компьютере пользователя. Перечень поддерживаемых ОС приведен ниже.

Персональный компьютер  х86 в следующей конфигурации:

- процессор - не ниже  Intel Pentium III 600;

- видеоадаптер SVGA с разрешением  800х600 и выше (количество цветов 256 и

выше);

- размер шрифта экрана  — обычный размер (96 dpi);

- оперативная память (ОЗУ) - не менее 128 MB;

- контроллер жесткого  диска, поддерживающий технологию SMART;

- жесткий диск HDD объем  - не менее 3 GB;

- свободное пространство на жестком диске – не менее 300 Мбайт;

- клавиатура со 101 клавишей, русско-латинская;

- устройство для чтения CD-ROM дисков для инсталляции программного

обеспечения;

- подключенный русифицированный  принтер (обязательно наличие  описания

принтера);

- USB порт для подключения  ИЗК для доступа через Интернет.

 

 Сведения  о составе программных средств

Поддерживаемые операционные системы с поддержкой русского языка:

- при коммутируемом доступе  – MS Windows 2000, XP, Vista, 7;

- при доступе через  Интернет – MS Windows 2000, XP, Vista, 7;

Дополнительно на компьютере пользователя должен быть установлен пакет Microsoft Data Access Components (MDAC) версии 2.6 и выше, Acrobat Reader версии не ниже 6.

 

Вход  в систему и авторизация

Для входа в программу  АРМ «Клиент» пользователь должен быть предварительно зарегистрирован в системе Сбербанка путем внесения данных в базу Банка.

Чтобы войти в  систему:

1) В меню Пуск выберите Программы > Сбербанк России > Клиент-Сбербанк > Запуск Клиент-Сбербанк. Откроется окно Вход (рис. 1). Также можно создать ярлык на Рабочем столе.

Рисунок 1. Вход в  систему и ввод нового пароля

2) Далее выбираем Пользователя, вводим пароль и входим в систему. Следующий шаг, выбор Базы данных.

3) В выпадающем списке База данных перечислены возможные варианты подключения к базам данных. Первой в списке содержится Рабочая база данных, затем перечислены архивные базы.

 

Завершение  работы с программой

 

Чтобы завершить  работу с программой:

  1. В главном меню АРМ «Клиент» выберите Файл > Выход. Программа будет закрыта.

Пользовательский  интерфейс программы

 

 Структура  главного окна

Внешний вид главного окна АРМ «Клиент» АС «Клиент-Сбербанк» представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура главного окна и его компоненты

 

Главное меню и панель инструментов

Главное меню и панель инструментов являются одними из основных компонентов главного окна.

Некоторые из наиболее часто  используемых команд главного меню, таких  как создание новой записи, запуск процесса обмена данными с Банком, подписывание и т.п., дублируются в виде пиктограмм/кнопок на панели инструментов, для организации быстрого доступа к этим возможностям.

Окно  редактора документов/справочников

Структура окна

 

Главным инструментом для  работы с документами и справочниками  является окно редактора документов/справочников. Далее в этом разделе и в разделе «Документы» мы будем употреблять термин окно редактора документов, а в разделе «Справочники» — окно редактора справочников. При этом общие приемы работы с окном являются одинаковыми и в первом и во втором случае. Окно редактора документов (рис. 3) позволяет ввести/изменить любые данные документа.

Рисунок 3. Окно редактора  документов (рублевое платежное поручение)

В заголовке окна отображается тип документа и текущий режим, в котором открыто окно. Окно редактора документов может находиться в одном из следующих режимов:

- создание — режим, когда пользователь открывает окно для создания нового документа;

- правка — режим, когда пользователь открыл какой-либо документ для редактирования;

- просмотр — режим, когда пользователь открыл какой-либо документ для просмотра (не доступна правка информации в документе).

Ниже располагаются панель управления и информационная строка. Панель инструментов содержит кнопки для выполнения различных действий с документами. В информационной строке, как правило, отображается текущий статус документа и указание на следующий этап его обработки. Например, в информационной строке может быть следующий текст: «Документ подготовлен к отправке в Банк, но не подписан». Эта надпись означает, что текущий статус документа — «Подготовлен», и следующим этапом обработки документа является его подпись.

В центральной части окна отображается форма документа. Форма содержит поля для ввода или просмотра данных о документе, а также может содержать кнопки для заполнения полей значениями из справочников, стандартным текстом и др. Состав полей для каждого типа документа свой и соответствует установленному ЦБ России стандарту или внутреннему стандарту Сбербанка. Если поле недоступно для редактирования, а только для просмотра, то цвет текста в поле будет серого цвета.

Информация документа  может распределяется по нескольким страницам, для редактирования которых необходимо переключать соответствующие закладки.

Страница налоговых  полей (закладка ) отображается только для документов, у которых возможно изменение налоговых данных, в противном случае она не доступна, а соответственно ее нельзя отобразить в окне редактора документов. В качестве примера документа, у которого есть налоговые поля, можно упомянуть рублевое платежное поручение и рублевое инкассовое поручение. Внешний вид страницы налоговых полей представлен на рисунке 4.

Информация о работе Автоматизированные банковские системы. Система «Клиент-Банк»