Инновационные процессы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние - сегодняшние технологии. Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

министерство сельского хозяйства российской федерации.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Прием научной абстракции воспроизводит  какой-либо конкретный процесс отношений  в абстрактном виде.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis -- основание, предположение) означает научное предположение; выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза -- это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

С гипотезой тесно связано предвидение  нового, т. е. его прогнозирование.

Прогноз (греч. prognosis -- предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер. Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий.

При прогнозах большую роль играет и воображение. Воображение -- это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.

Воображение очень тесно связано  с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueri -- пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса.

Инсайт -- это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

В творческом процессе существует большое  количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных  вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод «Метра» и другие.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:

1) метод проб и ошибок;

2) метод ко нтрольных вопросов;

3) мозговой штурм;

4) морфологический анализ;

5) метод фокальных объектов;

6) синектика;

7) стратегия семикратного поиска;

8) метод теории решения изобретательских  задач.

Метод проб и ошибок

Самым древним и наименее эффективным  является метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная  идея отбрасывается и взамен ее выдвигается  новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усовершенствованный  метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или  серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается  в психологической активизации  творческого процесса с целью  нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX века. Сущность его состоит в том, что  исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить  возможности попадания в список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма заключается  в коллективной атаке возникшей  проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая  атака», «конференция идей», был предложен  американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан  на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи  участвуют две группы людей:  генераторы идеи и эксперты. Генераторы  идеи объединяют людей с творческим  мышлением, с фантазией и со  знаниями в области науки, техники  и экономики. Эксперты -- это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких  ограничений нет. Идеи высказываются  любые, в том числе явно ошибочные,  шутливые, и без всякого доказательства  и технико-экономического обоснования.  Высказанные идеи обычно фиксируются  в протоколе, в компьютере, На  магнитной ленте и т. п. Таким  образом, основа метода -- это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового  штурма -- теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется  в запрете на критику. Но запрет на критику -- это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь  различные модификации. При решении  проблем численность людей, как  генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность  штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам.

Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники  штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют  эти недостатки и выдвигают новые  задачи.

Морфологический анализ

Метод морфологического анализа был  предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morphe -- форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является единовременно методом психологической  активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что  он помогает преодолеть трудности при  рассмотрении значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Сущность метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации  всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая  инновация связана со стремлением  уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, которая  всегда сопутствует нововведению. А  эти две характеристики инновации  находятся в прямой зависимости  от числа требуемых изменений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести  последовательных этапов:

1 этап: формулировка проблемы.

2 этап: постановка задачи.

3 этап: составление списка всех  характеристик обследуемого (предполагаемого)  продукта или операции.

4 этап: составление перечня возможных  вариантов решения по каждой  характеристике. Этот перечень заключается  в таблицу, называемую «морфологическим  ящиком».

Морфологический ящик -- это многомерная таблица. В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов возник в 1926 г. и был значительно усовершенствован Чарльзом Вайомингом в середине 50-х  гг. XX века.

Метод фокальных объектов основан  на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в  фокусе переноса. Он называется фокальным  объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в  следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта  или операции):

2. Выбор 3 и более случайных  объектов наугад из словаря,  каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков  случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения  к фокальному объекту признаков  случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания  путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и  отбор полезных решений. Оценку  целесообразно поручить эксперту  или группе экспертов, а затем  совместно отобрать полезные  решения.

Синектика

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым Уильямсом Гордоном в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма.

У. Гордон в отличие от А. Осборна  сделал упор на необходимость предварительного обучения, на использование специальных  приемов, на определенную организацию  процесса решения.

Можно выделить два механизма творчества:

¦ неоперационный механизм, т. е. неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию, вдохновение и др.;

¦ операционный механизм, т. е. процессы, включающие в себя использование  разного вида аналогий.

Важно научиться применять операционный механизм. Это обеспечивает повышение  эффективности творчества и создает  условия для проявления неоперационного механизма.

Синектика как метод поиска идеи -- это атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций:

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что  означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь  под решением проблемы понимается  взгляд на нее с какой-то  новой точки зрения так, чтобы  сбить психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий:

¦ прямая;

¦ личная;

¦ символическая.

Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт  или операция сравнивается с более  или менее схожими продуктами или операциями.

Личная аналогия означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или  операции, пытаясь выяснить, какие  личные ощущения или чувства возникают  у покупателя этого нового продукта (операции).

Символическая аналогия -- это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель есть символическая модель. Эта модель может описать явления с помощью  математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

Следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

Стратегия семикратного поиска

Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно  по семи этапам. Отсюда и название стратегии. Стратегия семикратного поиска была разработана рижским инженером  Г. Я. Бушем в 1964 г.

При поиске идеи творческий процесс делится на семь последовательных этапов.

Первый этап -- анализ имеющейся проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

Второй этап -- анализ характеристик имеющихся аналогов новых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные условия хозяйственной ситуации для потребления инновации и определяются ее основные функции и характеристики.

Третий этап -- формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

Четвертый этап -- выбор основополагающих идей. На этом этапе генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи.

Эвристика (греч. heurisko -- нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение.

Пятый этап -- контроль идей.

Шестой этап -- оценка выбора одной оптимальной идеи.

Седьмой этап -- превращение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный  алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный инженером  Г. С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

Информация о работе Инновационные процессы в менеджменте