Инновационные процессы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние - сегодняшние технологии. Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

министерство сельского хозяйства российской федерации.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

АРИЗ-85-В состоит из 9 этапов (частей), каждый из которых содержит несколько последовательных шагов, регламентированных конкретными правилами  и рекомендациями:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение идеального  конечного результата или кризисного  решения (ИКР) и физического  противоречия (ФП).

4. Мобилизация и применение  вещественно-полевых ресурсов (ВПР).

5. Применение информационного  фонда.

6. Изменение и/или замена  задачи.

7. Анализ способа устранения  физического противоречия.

8. Применение полученного  ответа.

9. Анализ хода решения.

Первый этап -- это выбор задачи, т. е. переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи. На этом этапе определяется конечная цель задачи, проверяется возможность и целесообразность ее решения обходными путями, выявляются требуемые характеристики с поправкой на время, размеры и стоимость, изучается патентная информация.

Второй этап -- это построение модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей.

Ресурс пространства -- это оперативная зона, т. е. пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи.

Ресурс времени -- это оперативное время, т. е. имеющиеся ресурсы времени: время до конфликта и конфликтное время.

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) -- это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. Вещественно-полевые ресурсы бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т, п.), внешнесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемные (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

На этом этапе уточняются условия, выявляются возможности видоизменения  задачи путем варьирования требуемыми характеристиками. Здесь же выбирается такой элемент, который можно  легко перестроить и заменить.

Третий этап направлен  на формирование образа идеального конечного  результата (ИКР) и на выявление физического  противоречия (ФИ), мешающего достижению ИКР.

Идеальный конечный результат  дает возможность выйти в поле значимых решений. На этом этапе выявляются причины, препятствующие практическому  созданию «идеальной машины», даются стандартные  формулировки физического противоречия.

Четвертый этап заключается  в устранении физического противоречия. Этот этап включает планомерные операции по увеличению вещественно-полевых  ресурсов.

Во многих случаях четвертый  этап приводит к решению задачи и  тогда можно сразу же перейти  к седьмому этапу. Если же этого не происходит, то надо пройти пятый и  шестой этапы.

Пятый этап означает использование  опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. Этот фонд может включать стандарты, описание приемов, результаты опытов, описание разных явлений и  т. п.

Шестой этап означает оценку найденного решения и развитие полученного  ответа. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделение противоречивых свойств  во времени и в пространстве. Сложные  задачи решаются путем изменения  смысла задачи: снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической  инерцией и до решения кажущихся  самоочевидными. Для правильного  понимания задачи сначала надо ее решить, так как изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс корректировки  задачи.

Седьмой этап -- это анализ хода решения. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»). При решении технических задач ТРИЗ используют созданный информационный фонд, включающий стандарты, описание приемов, физических эффектов и явлений. Составляется список из укрупненных приемов преодоления типовых противоречий, а именно: принципы «дробления», «асимметрии», «матрешки», «антивеса», «Наоборот», «обратить вред в пользу», «заранее подложенной подушки» и др.

Восьмой этап означает нахождение универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

Девятый этап направлен на повышение творческого потенциала человека. Он является завершающим  этапом, некотором анализируется ход решений. Анализ производится методом сравнения реального хода решения данной задачи с теоретическим (по ТРИЗ), сравнения полученного ответа с данными информационного фонда ТРИЗ и т. п. Такой анализ дает возможность наметить пути планомерного нахождения физических эффектов, необходимых для решения задачи.

Раздел 2.3 Экономическая  эффективность инноваций

Основным обобщающим показателем  экономической эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение  частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.

Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной  оценки результатов над стоимостной  оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий.

При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических  нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны.

Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования  результатов нововведений. Он позволяет  оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских  организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях.

Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной  оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:

Э = Р - З.

Под затратами понимается вся совокупность израсходованных  для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами  является совокупность капитальных  вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты  выступают в виде себестоимости  или производственных фондов.

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp.

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году рассчитывается по формуле:

?t = (1 + E) tp-t ,

где t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году; E - норматив приведения, равный процентной ставке.

При оценке эффективности  организационных инноваций их подразделяют на две группы:

* нововведения, требующие  определенных дополнительных одновременных  затрат (капитальных вложений);

* нововведения, не требующие  дополнительных инвестиций.

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.

При определении эффективности  нововведений необходимо также учитывать  социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).

 

Глава 3. Управление инновационным  процессом

Раздел 3.1. Организация инновационного менеджмента

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных  задач является выработка научно-технической  политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка.

Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями  для удовлетворения перспективных  потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную  и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив  в эти виды деятельности. Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных  программ и проведении единой инновационной  политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью. Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Инновационный менеджмент позволяет  предприятию добиваться конкурентного  преимущества за счет изменения товара или производственного процесса, а так же новых подходов к маркетингу. При этом происходит смена лидерства, если другие конкуренты не распознали нового способа веления дел либо не желают изменять свои методы. Инновация включает как НИОКР, так и совершенствование организационной структуры и системы управления. [5 с.24)

Рисунок 5.

Система взаимосвязей между  элементами инновационной деятельности.

Организация в широком  плане означает совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Организация инновационного менеджмента представляет собой  систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов  в едином процессе управления инновациями.

Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.

В инновационном менеджменте  орудием труда служат различные  технические средства (аппараты, предназначенные  для сбора анализа, хранения и  передачи информации (компьютеры, сети Интернета, терминалы, электронные  устройства, телефаксы и др.).

Предметом труда является информационный продукт (прежде всего  командная информация).

Технология (греч. techne -- искусство, мастерство + logos -- слово, понятие, учение) инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени  и пространстве указанные выше элементы процесса управления.

Инновационный менеджмент состоит  из следующих этапов:

1) инновационный процесс;

2) определение цели управления  инновацией;

3) выбор стратегии менеджмента  инновации;

4) определение приемов  управления инновацией;

5) разработка программы  управления инновацией;

6) организация работ по  выполнению программы;

7) контроль за выполнением намеченной программы;

8) анализ и оценка эффективности  приёмов управления инновацией;

9) корректировка приемов  менеджмента инновации.

Организация инновационного менеджмента закладывается уже  при создании и реализации инновации, т. е. в самом инновационном процессе.

Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть в дальнейшем эффективность  использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и  специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности  их создания, реализации и продвижения  на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует  применять для диффузии конкретной инновации.

На втором плане организации  инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктам  или операцией. Цель -- это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход (т.е. захват) на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т. п.

Инновации тесно связаны  с риском и с рисковым вложением  капитала. Поэтому конечная цель инноваций -- это оправдание риска, т. е. получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цель венчурного вложения капитала всегда должна быть четкой.

Следующим важным этапом организации  инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии  управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, т. е. их результативность, и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит  инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам  и консультантам. Главным субъектом  управления является менеджер. Он имеет  два права: право выбора и право  ответственности за этот выбор.

Право выбора означает право  принятия решения, необходимого для  реализаций намеченной цели. Решение  должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут  быть созданы специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов и т. п. Каждый их этих людей выполняет только порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ.

При выборе стратегии и  приемов менеджмента инноваций  часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в  процессе его работы, из полученной информации, из результатов анализа  и оценки этой информации, сделанных  аналитиками, консультантами, экспертами, Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, т. е. его чутье, прозорливость, автоматизм в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений.

Инновационный менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации и т. п. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера как профессионала быстро найти хорошее, если не единственно правильное, решение в данной ситуации в данный момент времени.

Информация о работе Инновационные процессы в менеджменте