Банковская система и регулирование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности и стабильности функционирования банковского сектора в условиях глобализации - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований.
Задача модернизации экономики России на инновационной основе выдвигает, на первое по значимости место, решение вопроса обеспечения интенсивных потоков инвестиций в реальный сектор экономики. В связи с этим необходимо повышение роли банковской системы как институциональной структуры, трансформирующей сбережения в инвестиции и обеспечивающей эффективный перелив капиталов по секторам экономики и регионам страны, мотивирующей коммерческие банки к принятию активной позиции в кредитовании реального сектора экономики.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Основы формирования банковской системы
6
1.1. История развития банков
6
1.2. Понятие банковской системы, ее сущность и структура
8
1.3. Структура современной кредитно-банковской системы
13
1.3.1. Центральный банк
13
1.3.2. Коммерческие банки
16
Глава 2. Банковская система России: состояние, проблемы и пути развития

19
2.1. Анализ российской банковской системы
19
2.2. Актуальные проблемы банковской системы России
38
2.3. Приоритетные направления совершенствования российской банковской системы

43
Заключение
51
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Банк.система и регулир. рынка (курс., ЭТ,МАГУ).doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Банковский  сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловливает необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их капитализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур. Одновременно получат развитие процессы диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генерирующие комиссионный доход.

Существенное  внимание кредитные организации  уделят формированию долгосрочной ресурсной  базы, все более важным элементом, которой становятся вклады населения. Указанные тенденции должны оказать  благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций. Усиление конкуренции и меры по развитию банковского регулирования и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение эффективных систем управления, включая управление рисками.

В сфере совершенствования  банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012-2014 г.г. продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике.

Совершенствование практики банковского надзора и  повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям (21):

1) идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;

2) реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

3) осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;

4) развитие надзора на консолидированной основе;

5) развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны  центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях. Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в РФ всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

В рамках реализации положений Базеля II в 2012-2014 г.г. будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения  новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 г. и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 г., будет проведена работа:

1) по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

2) по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

3) по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса. В 2013-2014 г.г. будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2012-2014 г.г. предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

В связи с  международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в  сфере вознаграждений (материального  стимулирования сотрудников кредитных  организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

В целях снижения административной нагрузки на банки  предполагается унифицировать через  внесение соответствующих изменений  в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.

Для повышения  транспарентности деятельности российских кредитных организаций предусматривается  установление обязанности кредитных  организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей. Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя. Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций.

В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования. Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации. Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора.

В качестве необходимой  меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке федерального закона. Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в т.ч. в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности. Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 г. №208-ФЗ, в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции тоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию  системной устойчивости банковского сектора. Продолжится совершенствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.

В 2012-2014 г.г. в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна. В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

В целях достижения наилучших результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации  и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Дополнительное внимание будет уделено формированию заданий на проведение проверок кредитных организаций.

Повышению результативности проверок послужит совершенствование  организационной структуры инспектирования, предусматривающей завершение к 2014 г. централизации инспекционной деятельности ЦБ России.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности будет  проводиться с учетом признанных подходов, а также мероприятий  Банка России по реализации Стратегии  развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.

Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего  контроля в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.

Проанализировав текущее состояние российской банковской системы, можно сделать вывод: на данном этапе отечественные банки  не смогут конкурировать с развитыми, высококапитализированными иностранными банками, что может привести к потере независимости национального рынка, его вхождению в сферу влияния финансовых систем экономически развитых стран. Предотвратить подобную ситуацию, по нашему мнению, можно, создавая условия для наращивания российскими банками собственного капитала, что приведет к повышению их надежности, конкурентоспособности, уменьшению вероятности банкротств, сокращению излишних рисков для кредиторов и вкладчиков, что позволит создать адекватную требованиям мирового финансового центра инфраструктуру в виде крупных, высококапитализированных банков.

Информация о работе Банковская система и регулирование рынка