Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является создание более полного представления об банках и банковской системе РФ. Для достижения данной цели нужно выполнить ряд задач:
во-первых, определим общие положения о банковской системе;
во-вторых, дадим характеристику банкам, действующим в России;
в-третьих, проанализируем состояние банковской системы РФ в настоящее время и перспективы ее дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты банковской системы РФ
1.1 Банковская система РФ и ее основные функции………………. 2стр.
1.2 Функции Центрального банка РФ……………………………….4 стр.
1.3 Деятельность коммерческих банков России…………………..15 стр.
Глава 2. Проблемы функционирования банковской
системы РФ и пути их решения
2.1 Современное состояние банковской
структуры РФ и ее основные проблемы………………………………23 стр.
2.2 Модели и мероприятия государства
по совершенствованию банковской системы………………………..33 стр.
Вывод…………………………………………………………………….39 стр.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СТЕФАН КУРСЭКОНОМ.docx

— 92.73 Кб (Скачать файл)

18.1) осуществляет  выплаты Банка России по вкладами физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами;

20) Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков, этот контроль осуществляется на основе балансовых данных. Баланс банка - это бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники и вложение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль над формированием и использованием банковских ресурсов и других банковских операций, а также правильностью их отражения в бухгалтерском учете.

Активы - это направления размещения собственного капитала и привлеченных средств с целью получения прибыли. Они включают кассовую наличность, различные вложения в кредиты и ценные бумаги, основные средства: АКТИВЫ_= ТРЕБОВАНИЯ = НАПРАВЛЕНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ

Пассивы - это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время: ПАССИВЫ=ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Из всего  объема функций нас, прежде всего, интересует функция банковского надзора. Банк России как орган банковского  регулирования и банковского  надзора обязан обеспечивать поддержание  стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и  кредиторов – это является главной  целью банковского регулирования  и надзора. Базельский Комитет по вопросам банковского надзора разработал Основные Принципы и Методологические разъяснения к Основным Принципам, имея целью обеспечить усиление глобальной финансовой системы. Комитет считает, что применение Основных Принципов эффективного банковского надзора всеми странами будет значительным шагом на пути к улучшению финансовой стабильности в каждой отдельной стране и во всем мире, а также обеспечит надежный фундамент для дальнейшего развития эффективных систем надзора.

Основные  принципы эффективного банковского  надзора, разработанные Базельским комитетом по вопросам банковского надзора, включают в себя 25 принципов, необходимых для того, чтобы система надзора была эффективной. Приведем несколько из них:

  • Принцип 1. Цели, независимость, полномочия, прозрачность и сотрудничество:

Эффективная система банковского надзора  должна иметь четко определенные обязанности и цели для каждого  органа, задействованного в надзоре  за деятельностью банков. Каждый такой  орган должен иметь операционную независимость, прозрачные процессы, надежное управление и адекватные ресурсы  и быть обязанным отчитываться за выполнение своих обязанностей. Также  необходимой есть соответствующая  законодательная база для осуществления  банковского надзора, включая положение  относительно предоставления разрешения на деятельность банковских учреждений и осуществление постоянного надзора за ними; полномочия решать вопрос соблюдения законов, а также проблемы безопасности и надежности и правовой защиты работников надзора. Должны быть внедрены средства обмена информацией между органами надзора и защиты конфиденциальности такой информации.

  • Принцип 2. Разрешенные виды деятельности:

Разрешенные виды деятельности учреждений, которые  подлежат лицензированию и надзору  как банки, должны быть четко определенные, а употребление слова “банк” в  названиях должны контролироваться по возможности шире.

  • Принцип 3. Передача долей существенного участия:

Орган надзора  имеет полномочия рассматривать  и отвергать любые предложения  относительно передачи другим сторонам долей существенного участия  или контрольных пакетов акций  в существующих банках, которые находятся  в прямом или опосредствованном  владении.

  • Принцип 4. Кредитный риск:

Кредитный риск - риск возникновения у кредитной  организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником  финансовых обязательств перед кредитной  организацией в соответствии с условиями  договора.

  • Принцип 5. Риск страны и риск перевода:

Органы  надзора должны убедиться, что банки  имеют соответствующие принципы и процессы для определения, оценивание, мониторинга и контроля риска  страны и риска перевода при осуществлении  международной деятельности по кредитованию и инвестированию, а также для  поддержания адекватных резервов для  возмещения потерь за такими рисками.

  • Принцип 6. Операционный риск:

Операционный  риск - риск возникновения убытков  в результате несоответствия характеру  и масштабам деятельности кредитной  организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

При этом регулирование и надзор имеют  установленные законодательством  пределы - согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в  оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, общей целью банковского надзора  является:

- поддержание  денежной и финансовой стабильности  и принятие в случае необходимости  мер по финансовому оздоровлению  и санированию банков;

- обеспечение  эффективности банковской деятельности  путем установления требований  к качеству капитала и активов.  Банковский надзор включает также  оценку внутреннего контроля, качества  управления рисками, внутренних  банковских операций и финансового  положения;

- защита  интересов вкладчиков. Осуществление  надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не  могут выполнить свои обязательства  по отношению к вкладчикам.

Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных  функций. А именно:

- специальный  орган банковского надзора, наделенный  соответствующими полномочиями  в банковской системе (Банк  России);

- определенный  круг юридических лиц, признаваемых  объектами такого надзора (главным  образом, кредитные организации);

- наличие  особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное  образование, именуемое банковским  правом;

- специальные  санкции, применяемые Банком России  в рамках привлечения поднадзорных  субъектов к юридической ответственности  за допущенные нарушения законодательства.

Структура управления ЦБР образована по вертикальному  принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.

 

1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ.

Создание и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». Основное назначение банка следует из самого его определения, сформулированного в этом законе: банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим законом и на основании лицензии, выданной Центральным банком России, предоставлено право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать эти средства на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относят предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.д.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Главным их отличием от центральных  является отсутствие права эмиссии  денег. Чем бы они не отличались друг от друга, по отношению к ЦБ РФ все они - коммерческие банки, относящиеся ко второму, нижнему этажу системы. Вместе с тем, различия между ними разнообразны и глубоки по формам собственности, организационно-правовой форме, характеру деятельности.

Коммерческие банки можно  классифицировать по многим различным  критериям, которые не отрицают, а  дополняют друг друга, создавая многомерный  «портрет» каждого банка:

  1. по форме собственности:

• государственные;

• частные;

• кооперативные;

• муниципальные;

• смешанные;

2) по  страновой принадлежности капитала:

• российские;

• иностранные;

• совместные;

  1. по организационно-правовой форме:

• паевые;

• акционерные (ОАО, ЗАО);

  1. по происхождению:
  2. • старые, созданные на базе бывших специализированных банков;
  3. • новые, созданные самостоятельно;
  4. по степени независимости:
  5. • самостоятельные;
  6. • дочерние;
  7. • уполномоченные;
  8. • сателлиты (полностью зависимые);
  9. по величине уставного капитала:
  10. • крупные (величина уставного капитала более 5 млн. евро);
  11. • средние (величина уставного капитала от 1 до 5 млн. евро;
  12. • мелкие (величина уставного капитала менее 1 млн. евро;
  13. по характеру деятельности:
  14. • универсальные (имеющие право и осуществляющие все или почти все виды банковских операций). Универсальные банки составляют основу банковской системы и способны предоставить своим клиентам до 200 видов услуг;
  15. • специализированные, деятельность которых ориентирована на предоставление узкого спектра финансовых услуг своим клиентам.

Несмотря  на различия, важнейшими функциями  коммерческих банков традиционно являются:

• обеспечение  функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве;

• аккумуляция  временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

• кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнехозяйственного оборота и субъектов финансового рынка;

• выпуск кредитных средств обращения;

• хранение финансовых и валютных ценностей;

• проведение операций с ценными бумагами;

• проведение трастовых операций.

Банки действуют  на основании своих уставов, принимаемых  в соответствии с законодательством  РФ. Устав банка должен содержать:

- наименование  банка и его почтовый адрес;

- перечень  банковских операций;

- размер  уставного капитала, резервного, страхового  и иных фондов;

- указание  на то, что банк является юридическим  лицом;

- данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Уставы  банков готовятся в соответствии с рекомендациями Центрального банка  России и могут включать иные положения, связанные с особенностями деятельности банков. Банки обязаны уведомлять Банк России обо всех изменениях, вносимых в устав.

Банк  России регистрирует уставы банков и  ведет реестр (общереспубликанскую  книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий.

Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации  банков их лицензии возвращаются в  банк России, а запись в реестре  аннулируется.

Реестр  банков, изменения и дополнения к  нему публикуются Банком России в  открытой печати.

Банк  осуществляет свою деятельность на основании  лицензии, выдаваемой Банком России. В  лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Для получения лицензии учредители банков представляют в Банк России следующие документы:

а) ходатайство  о выдаче лицензий;

б) учредительные  документы (учредительный договор, устав банка, протокол о принятии устава и назначение руководящих  органов банка);

в) экономическое  обоснование деятельности;

г) данные о руководителях банка (председатель директор, главный бухгалтер и  их заместители).

Все банки  на территории РФ должны держать обязательные резервы в Банке России и в  соответствии со статьями 24 и 27 закона РФ ''О Центральном банке РФ" устанавливают нормативы обязательных резервных требований, депонируемых ими в Банк России.

Информация о работе Банковская система РФ