Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
- изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
- показать роль Банка России в современной банковской системе РФ
- проанализировать работу кредитных организаций:
- обозначить проблемы банковской системы Росси и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Банковская система РФ, ее функции, структура и роль в экономике страны. 4
1.1 Понятие и принципы функционирования банковской системы. 4
1.2 Деятельность кредитных организаций. 9
Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России. 16
2.1 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ. 16
2.2 Центральный банк России и его денежно-кредитная политика. 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России. 33
3.1 Программы по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков. 33
3.2 Антикризисные меры для банковского сектора. 40
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение 1 «Нормативы обязательных резервов кредитных организаций
(с 1999 года )» 49

Файлы: 1 файл

Банковская система.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Банки действуют  на основании своих уставов, принимаемых  в соответствии с законодательством РФ.

Уставы банков готовятся в соответствии с рекомендациями Центрального банка России. Банки  обязаны уведомлять Банк России обо  всех изменениях, вносимых в устав.

Банк России регистрирует уставы банков и ведет  реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в банк России, а запись в реестре аннулируется.

Реестр банков, изменения и дополнения к нему публикуются Банком России в открытой печати.

Согласно статьи 62, Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  • предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; (п.2 в ред. Федерального закона от 03.05.2006 № 60-ФЗ)
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • нормативы ликвидности кредитной организации;
  • нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  • размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  • нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  • максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). [18, стр. 45]

Банки, включая Банк России, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов (кроме случаев, предусмотренных законами РФ).

Коммерческие  банки выполняют множество различных  функций. К одной из основных можно  отнести функцию мобилизации  и концентрации свободных денежных ресурсов. Это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобилизации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих клиентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.

Значимой банковской функцией является предоставление кредита. Она относится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит предоставляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками) и субъектами кредитования (заемщиками). Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма денежных ресурсов создает возможность перераспределить их неоднократно. Необходимость использования банковского кредита обусловливается круговоротом капитала предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотного и основного капиталов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С другой стороны, кредит является основным источником получения банками прибыли.

С функцией предоставления кредита связана функция перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе круговорота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на принципах банковского кредита. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в экономике, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для  успешного развития рыночной экономики  состоит в том, что они своей  деятельностью уменьшают степень  риска и неопределенности в экономической  системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков. Однако, при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков, и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного  фонда (в виде паев или акций), а  степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.

Уставный капитал  коммерческого банка составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Банк России, как было сказано выше, устанавливает  норматив минимального размера уставного  капитала вновь регистрируемой кредитной  организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной  организации, а также перечень видов  имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.

Органами управления кредитной организации наряду с  общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Кредитные организации  подлежат государственной регистрации  в соответствии с Федеральным  законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной  регистрации кредитной организации  принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За государственную  регистрацию кредитных организаций  взимается государственная пошлина.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации, и с этого момента кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается  лицензионный сбор.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, которые учитываются в реестре выданных лицензий.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном  издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление  банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых  данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Банк России в определенных законом случаях  может отозвать у кредитной организации  лицензию на осуществление банковских операций, а в отдельных случаях обязан это сделать.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном  издании Банка России "Вестник  Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Кредитная организация  вправе создавать филиалы и представительства.

Филиалом кредитной  организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения кредитной организации  и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Филиалы и представительства  кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Банк России после принятия решения о государственной  регистрации кредитной организации  в связи с ее ликвидацией или  государственной регистрации кредитной  организации, создаваемой путем  ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Банк России может осуществить принудительную ликвидацию кредитной организации по своей инициативе.

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный  суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением  случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства).

Арбитражный суд  принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Арбитражный суд  направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

 

Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России.

2.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и  обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы  Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.  [18, стр. 3]

Ключевым элементом  правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Информация о работе Банковская система РФ