Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
- изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
- показать роль Банка России в современной банковской системе РФ
- проанализировать работу кредитных организаций:
- обозначить проблемы банковской системы Росси и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Банковская система РФ, ее функции, структура и роль в экономике страны. 4
1.1 Понятие и принципы функционирования банковской системы. 4
1.2 Деятельность кредитных организаций. 9
Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России. 16
2.1 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ. 16
2.2 Центральный банк России и его денежно-кредитная политика. 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России. 33
3.1 Программы по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков. 33
3.2 Антикризисные меры для банковского сектора. 40
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение 1 «Нормативы обязательных резервов кредитных организаций
(с 1999 года )» 49

Файлы: 1 файл

Банковская система.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию  нормативных актов, обязательных для  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России –  по обязательствам государства, если они  не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. [18, стр. 2]

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную  Думу и Президенту Российской Федерации  информацию в порядке, установленном  федеральными законами. [18, стр. 6]

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

(п. 2.1 введен  Федеральным законом от 12.06.2006 №  85-ФЗ)

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает  правила проведения банковских операций;

6) осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное  не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

11) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

13) определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

16.1) принимает  участие в разработке методологии  составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен  Федеральным законом от 19.10.2011 №  285-ФЗ)

17) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных  банкротами банках, не участвующих  в системе обязательного страхования  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации, в случаях  и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен  Федеральным законом от 29.07.2004 №  97-ФЗ)

18.2) является  депозитарием средств Международного  валютного фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями  Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен  Федеральным законом от 03.11.2010 № 291-ФЗ)

19) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами. [18, стр. 5]

 

2.2 Центральный  банк России и его денежно-кредитная политика.

Разработка  денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. [18. стр. 33]

С помощью кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми  методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита). [4, стр. 179]

В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования.

Основные цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей  денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства  или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае, основными целями денежно-кредитной  политики государства являются:

• регулирование экономической активности агентов экономических отношений;

• достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

• создание безинфляционной экономики.

К преимуществам  денежно-кредитной политики следует  отнести:

• быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);

• независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

В Федеральном  законе "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" приводятся основные следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

3) операции на  открытом рынке;

4) рефинансирование  кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление  ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций  от своего имени. [18, стр. 29]

Рассмотрим  основные инструменты денежно-кредитной  политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет свою политику по отношению  к коммерческим банкам.

Как уже упоминалось, возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:

• дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

• регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);

• операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения  ставки рефинансирования с 2002 по 2011 год [19]

 

Формулировка  понятия рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций”.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

Информация о работе Банковская система РФ