Банковская система современной России, проблемы её реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении современного состояния российской банковской системы и выявлении основных проблем её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть историю становления современной банковской системы в России;
изучить структуру, функции и принципы организации банковской системы России;
рассмотреть российскую банковскую систему в условиях мирового кризиса;
определить основные проблемы реформирования банковской системы России.

Содержание работы

Введение 3
История формирования банковской системы России 5
Современное состояние банковской системы России 9
Принципы организации банковской системы России 9
Понятие и структура банковской системы России 12
Банковская система России в условиях мирового
финансового кризиса 17
Проблемы реформирования банковской системы России 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсавая кривощекова.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

- двухуровневая  структура;

- осуществление  банковского регулирования и надзора Центральным банком;

- универсальность  деловых банков;

- коммерческая  направленность деятельности банков [5, с. 25].

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система  построена по двухуровневому принципу.

Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется путем четкого законодательного разделения функций Центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. [7, с. 89].

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов [9,  с. 356].

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, «имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет снижать  риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый "конфликт интересов" между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста» [10, с. 37].

«Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли» [10, с. 37].

Следует еще  раз обратить внимание на то, что  законодательство узко трактует понятие  кредитной организации, понимая  под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

Таким образом, в настоящее время в РФ существуют две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими.

 

    1.  Понятие и структура банковской системы России

 

«Банковская система – группа финансовых институтов, объединенная соглашением в целях регулирования кредитных и денежных потоков для содействия экономическому росту»[6, с. 760].

«Банковская система Российской Федерации включает Банк России, кредитные организации, а так же филиалы и представительства иностранных банков» [2, с. 4].

Таким образом, российская банковская система построена по двухуровневому принципу.  В ней подчеркнуты принципиальные различия в статусе и функциях Банка России и остальных структурных элементов рассматриваемой системы. Схематически рассматриваемая система представлена в Приложении 2 данной работы.

Рассмотрим подробнее  два уровня банковской системы.

Центральный банк России (ЦБР) – это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняющее задачи эмиссионного центра страны [6, с. 27].

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов [1, с. 2].

Его основные функции: регулирующая, контролирующая, информационно-иследовательская. Более точную формулировку вышеперечисленных функций можно найти в статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Перечислим функции ЦБР:

       «1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

2.1) утверждает  графическое обозначение рубля в виде знака;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 № 85-ФЗ)

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;

5) устанавливает  правила проведения банковских  операций;

6) осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное  не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;

8) принимает  решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп  (далее - банковский надзор);

10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

13) определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

17) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит  анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядках, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом  от 29.07.2004 № 97-ФЗ)

18.2) является  депозитарием средств Международного  валютного фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями  Соглашения Международного валютного  фонда и договорами с Международным  валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 № 291-ФЗ)

19) осуществляет  иные функции в соответствии с федеральными законами» [1, с. 4].

Благодаря обладаемым функциям, ЦБР занимает особое место в банковской системе. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения вышеперечисленных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. «Центральный Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками» [5, с. 89].

Вторым уровнем рассматриваемой  нами системы является уровень кредитных организаций. Для полного его представления обратимся к Федеральному закону РФ от 7.07. 1995г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», где даны определения понятиям «кредитная организация», «банк» и «небанковская кредитная организация».

«Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии)  Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ).

Информация о работе Банковская система современной России, проблемы её реформирования