Бедность и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие темы: « Бедность и социальная защита населения в современной России». Данная тема очень значительна в наше время, так как бедность и социальная защита остаются одними из главных социальных угроз в развитии общества. Бедность, как явление, свойственна практически каждой стране. Состояние постоянной нужды, преследующее бедных людей, превращает их в тех, кто не может самостоятельно руководить своей жизнью, не зависеть от кого бы то ни было в материальном плане, быть самостоятельным в выборе места и времени удовлетворения всех своих потребностей, как первичных, так и вторичных.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Основные понятия бедности и социальной защиты населения в современной России…………………………………………………………………5
1.1. Характеристика бедности как понятия………………………………………..5
1.2. Степени бедности и её уровни…………………………………………………6
1.3. Сущность социальной защиты населения………………………………….…8
Глава 2. Анализ бедности как социально-экономического явления в современной России………………………………………………………………..11
2.1. Распределение доходов в России……………………………………………...11
2.2. Основные показатели уровня жизни населения……………………………..14
2.3. Организационно-правовые решения социальной защиты населения……...18
Глава 3. Методы борьбы с бедностью……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бегунова.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

в) Негосударственные  службы социальной защиты и социального  обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной  и муниципальной. Негосударственные  социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием. 
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

По моему мнению, структура системы социальной защиты обширна и включает в себя следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры  социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент  и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение  как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите. Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения — это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная; денежных пособий; медицинского обслуживания; содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях; социального обслуживания и социальной помощи. Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, ус луг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Поскольку понятия «социальная  помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки  и практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная помощь - это  система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей. (Согласно Федеральному закону от 24 октября1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ). Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

Я думаю, социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства. Дополнительно к государственной системе (а не путем ее замены) должны получить развитие добровольные фонды страхования через негосударственные страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды.

Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать самостоятельно, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации.

Важная роль в системе  социальной защиты принадлежит системе  социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 1997—1999 гг. Правительством РФ были подготовлены два варианта проекта Закона «О государственных минимальных стандартах». В этих документах сформулированы основные понятия, цели и принципы социальной стандартизации; определены основные социальные нормативы и государственные минимальные стандарты; обоснована правовая база для установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, позволяющая устанавливать минимальную потребность в бюджетных средствах, необходимых для реализации основных конституционных гарантий граждан; дан перечень основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Российской Федерации вне зависимости от финансового положения территории, где они проживают. Однако эти законопроекты до сих пор не приняты.

Социальная защита населения  охватывает широкий комплекс мероприятий  по государственной и общественной поддержке населения, в том числе  и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы борьба с бедностью

 

Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

     Согласно  стандартам Всемирного банка,  Россия по показателю ВВП относится  к среднеразвитым странам, а  по показателю бедности – к развивающимся странам.

     Главное  направление преодоления абсолютной  бедности – обеспечение продуктивной  занятости, повышение эффективности  труда, создание условий для  трудоактивной части населения  достаточно зарабатывать и тем  самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий – проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

     Первым  шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп – полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

     Необходима  обязательная проверка нуждаемости  соответствующих семей, исходя  из двух критериев: 

1) совокупные доходы  семьи находятся ниже официально  установленной черты (стандарта)  бедности,

2) стоимость личного имущества находится ниже некоторого официально установленного регионального минимального стандарта.

Только одновременное  соблюдение данных двух условий может  считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

     Если задача  совокупных доходов семьи в  значительной степени уже решена, то введения критерия имущества  как одного из показателей  бедности является в России  сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень  могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это – загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.

Обеспечение большей  избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат – один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы – бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

     При выборе  среди социально уязвимых групп  населения необходимо сопоставлять  официально установленную для  них черту бедности с их  доходами, официально установленный  для них минимальный стандарт  имущества с их имуществом.

     Особого  внимания заслуживает изучение  проблемы детской бедности, включая  бездомность, уличных детей, детей  в кризисных семьях.

 Важной задачей  социальной политики является  выявление препятствий к доступу  к социальной защите и социальным  услугам населения.

Действующая система  выявления и социальной поддержки  бедных семей и населения в  виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается  в ее адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время  средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые действительно являются бедными. В результате действительно беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная, долговременная бедность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной  из главных социальных угроз успешного  развития общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Неудовлетворение минимальных  потребностей человека (семьи) считается  бедностью. Неудовлетворение потребности  может вести либо к изменению  нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В основе официально принятого  в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные  потребности (нужды) и круг товаров  и услуг, удовлетворяющих эти  потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».  Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины. Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность.  Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся – нищие, бомжи, беспризорные дети, готово поглотить и уже поглощает низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Поэтому можно считать, что бедность – это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из  поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.

Сложившаяся в стране модель бедности – это, прежде всего, результат низкого уровня доходов  от занятости и, как следствие, через  их налогообложение – низкого уровня социальных трансфертов. 

В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник  сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется  даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.

Борьба с бедностью  в современной России является одной  из ключевых задач. Для преодоления  бедности необходимы: обеспечение занятости, доведения минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, усиления социальной занятости населения, развитие малого и среднего бизнеса, борьба с конкуренцией.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ (ред.22.08.2004 №122-ФЗ) //

http://www.consultant.ru

  1. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа1995 г. N 131-ФЗ // Новый сборник законов РФ с изм. и доп. - М.,2003.
  2. Федеральный Закон РФ «О потребительской корзине в целом по РФ» от 31 31 марта 2006г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1997.№ 143.
  3. Брагина Е. Бедность в новом веке. // Свободная мысль XXI век. №12–2001.
  4. Жеребин В. М. Социальное развитие и уровень жизни. // Вестник экономики. – 2008. – №6. – C.53
  5. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. // М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  6. Экономическая теория. Учебник // Под ред. А.И. Добрынина– СП-б.: ПИТЕР, – 2005. – 216-227 с.
  7. Храмцов А. Ф. Уровень жизни населения и структура доходов. // Экономист. – 2005. –№10. – C. 43-51.
  8. Экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова, – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2008. –140
  9. Госкомстат России. Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М.: 2008.
  10. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2008.
  11. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. // Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 55-60.
  12. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. - М.: ВШЭ, 2000.
  13. http://base.garant.ru/3921257/
  14. http://forum-msk.org/material/news/3087452.html

Информация о работе Бедность и социальная защита населения