Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономический анализ направлен на исследование экономики в целом, на раскрытие структуры связей между крупными агрегатами, составляющими народно-хозяйственный организм. Это анализ общего объёма производства, равновесия национальной экономики, уровней занятости и цен и т. п. Макроэкономика анализирует экономические процессы не только в статике, но и в динамике, не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном. Такой анализ позволяет рассмотреть закономерности экономической политики государства, содержание тех регулирующих государственных действий, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества1.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТ.docx

— 1.58 Мб (Скачать файл)

 

 

5.1. Прогноз  показателей национальной экономики  при проведении стимулирующей  фискальной политики

 

 

Задание 5.1 выполняется в следующей последовательности:

5.1.1. Для стимулирования  экономики правительство увеличивает  госзакупки  (госрасходы) по сравнению с предыдущим периодом на 30%. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (таблица 5.1). Налоги T и цены P принять на уровне первого периода. Показать изменения на графике IS/LM (рисунок 5.1).

5.1.2. Показать на схеме  двойного рынка информацию по  первому и шестому периодам.

 

5.1.1. Заполняется таблица:

 

Таблица 5.1 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики

Период (месяц)

Процен-тная ставка

Потребите-льские расходы, млрд.руб.

Инвестицион-ные расходы, млрд.руб.

Государ-ственные расходы, млрд.руб.

Сово-купные расходы,  млрд.руб

Сбере-жения, млрд.руб

Спрос на деньги, млрд.руб.

Предло-жение денег, млрд.руб.

Националь-ный доход, млрд.руб.

 

r

C

I

G

E

S

(M/P)D

(M/P)S

Y

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

9,54

1136

296

150

1582

296

515

515

1582

1

10,57

1217

283

195

1695

283

515

515

1695

2

11,92

1323

265

254

1841

265

515

515

1841

3

13,68

1460

242

330

2031

242

515

515

2031

4

15,95

1638

213

428

2279

213

515

515

2279

5

18,92

1869

174

557

2600

174

515

515

2600


 

 

Пример расчета для 1 периода:

Графа 5: Gi = Gi-1*1,3 = 150*1,3 = 195

Графа 10: Y определяется по формуле Хикса

                 (5.1)

Y = (102*(105+420+195-0,72*150)+13*515)/((1-0,72)*102+13*0,94) = 1695

Графа 2: равновесная процентная ставка определяется  исходя из равенства

YIS = YLM,

где YIS и YLM - функции IS и LM,  приведенные соответственно при описании таблиц 4.1 и 4.4.

Равновесную процентную ставку можно рассчитать и по формуле

r = 0,94*1695/102-515/102 = 10,57

Графа 3: C = a + b·(Y-T) = 105+0,72*(1695-150) = 1217

Графа 4: I= c – d*r = 420-13*10,57 = 283

Графа 6: E = C + I + G = 1217+283+195 = 1695

Графа 7: S = SP + SG = (Y - T - C) + (T - G) = Y – C – G = 1695-1217-195 = 283

Графа 8: (M/P)D  = e*Y-f*r = 0,94*1695-102*10,57 = 515

Графа 9: (M/P)S  = MS/P = 1060/2,06 = 515

Правильность расчетов в таблицы 5.1 контролируется выполнением равенств:

E = Y;

I = S;

(M/P)D = (M/P)S.

На основе информации таблицы 5.1 строится рисунок 5.1:

Графики строятся  в координатах:

ось х - национальный доход Y;

ось у - процентная ставка r;

На рисунке изображаются 7 графиков:

YLM = f(r) (на основе таблицы 4.4);

YIS = f(r) (базовый и 5 прогнозируемых периодов).

YIS = f(r) базового периода строится на основе таблицы 4.1. Для последующих периодов находятся функции YIS с учетом увеличенных государственных расходов и определяются по меньшей мере две комбинации процентной ставки r и национального дохода Y, через которые пройдут новые графики IS.

 

Таблица 5.1.2 – Расчет точек для построения графика 5.1

 

Процентная ставка, r

5

30

1792,9

632,1

1953,6

792,9

2164,3

1003,6

2435,7

1275

2785,7

1625

3246,4

2085,7

1090,0

3802,7


 

YIS0 (для 5%) = (105+420+150-0,72*150-13*5)/(1-0,72) = 1792,9

YLM (для 5%) = 1060/(0,94*2,06)+102*5/0,94 = 1090

 

Рисунок 5.1 -  Стимулирующая фискальная политика на графике  IS/LM

5.1.2. На основании данных  таблицы 5.1 формируется схема двойного  рынка (см. конспект лекций).

Рисунок 5.2.1 – Схема работы двойного рынка при приведении сдерживающей фискальной политики (0 период)

 

Рисунок 5.2.2 – Схема работы двойного рынка при приведении сдерживающей фискальной политики (5 период)

 

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Основным показателем товарного рынка является национальный доход. От величины национального дохода зависит спрос на деньги. Спрос на деньги влияет на процентную ставку, а процентная ставка на объем инвестиционных расходов. Инвестиции являются составной частью совокупных расходов, от которых зависит равновесный национальный доход. Таким образом, параметрами, связывающими товарный и денежный рынки, являются национальный доход и процентная ставка.

Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение избыточных совокупных расходов. Для этого правительство увеличивает налоги, сокращает государственные расходы или сочетает и то, и другое. В результате появляется профицит государственного бюджета.

 

 

5.4. Прогноз  показателей национальной экономики  при проведении сдерживающей  монетарной политики

 

 

Задание 5.4 выполняется в следующей последовательности:

5.4.1. Для сдерживания экономики  национальный (центральный) банк через  систему коммерческих банков  уменьшает номинальное предложение  денег МS  по сравнению с предыдущим периодом на 20% (повышает  норму обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования, продает ценные бумаги «публике»). Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (табл. 5.4). Госрасходы G, налоги T и уровень цен P принять на уровне первого периода. Показать изменения на графике IS/LM (рис. 5.4).

5.4.2. Показать на схеме  двойного рынка информацию по  первому и шестому периодам.

5.4.1. Заполняется таблица:

 

Таблица 5.4 -  Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

Период (месяц)

Процентная ставка

Потребительские расходы, млрд.руб.

Инвестиционные расходы, млрд.руб.

Государственные расходы, млрд.руб.

Совокупные расходы,  млрд.руб.

Сбережения, млрд.руб.

Спрос на деньги, млрд.руб.

Предложение денег, млрд.руб.

Национальный доход, млрд.руб.

Номинальное предложение денег, млрд.руб.

 

r

C

I

G

E

S

(M/P)D

(M/P)S

Y

MS

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

0

9,54

1136

296

150

1582

296

515

515

1582

1060

1

10,24

1113

287

150

1549

287

412

412

1549

848

2

10,81

1094

279

150

1523

279

329

329

1523

678

3

11,26

1079

274

150

1502

274

263

263

1502

543

4

11,62

1066

269

150

1485

269

211

211

1485

434

5

11,91

1057

265

150

1472

265

169

169

1472

347


 

Форма таблицы аналогична  таблице 5.1.

Расчет проводится  по  методике,  приведенной  при  описании таблицы 5.1 (начинать с графы 9).

Пример расчета для 1 периода:

Графа 11: MSi = MSi-1*0,8 = 1060*0,8 = 848

Графа 9: (M/P)Si  = MSi/P = 848/2,06 = 412

Графа 5: Gi = Gбаз = 150

Графа 10: Y определяется по формуле Хикса

                 (5.1)

Y = (102*(105+420+150-0,72*150)+13*412)/((1-0,72)*102+13*0,94) = 1549

Графа 2: равновесная процентная ставка определяется  исходя из равенства

YIS = YLM,

где YIS и YLM - функции IS и LM,  приведенные соответственно при описании таблиц 4.1 и 4.4.

Равновесную процентную ставку можно рассчитать и по формуле

r = 0,94*1549/102-515/102 = 10,24

Графа 3: C = a + b·(Yi-T) = 105+0,72*(1549-150) = 1113

Графа 4: I= c – d*ri = 420-13*10,24 = 287

Графа 6: E = C + I + G = 1113+287+150 = 1549

Графа 7: S = SP + SG = (Y - T - C) + (T - G) = Y – C – G = 1549-1113-150 = 287

Графа 8: (M/P)D  = e*Yi-f*ri = 0,94*1549-102*10,24 = 412

Правильность расчетов в таблицы 5.1 контролируется выполнением равенств:

E = Y;

I = S;

(M/P)D = (M/P)S.

 

 

 

Таблица 5.4.2 – Расчет точек для построения графика 5.4

 

Процентная ставка, r

5

30

1792,9

632,1

1090,0

3802,7

980,5

3693,2

892,7

3605,5

823,0

3535,7

766,7

3479,4

721,8

3434,5


 

YIS0 (для 5%) = (105+420+150-0,72*150-13*5)/(1-0,72) = 1792,9

YLM0 (для 5%) = 1060/(0,94*2,06)+102*5/0,94 = 1090

 

На основе информации табл. 5.4 строится:

 

Рисунок 5.4 -  Сдерживающая  монетарная политика на графике  IS/LM

 

График строится по схеме, приведенной при описании рисунка 5.3.

 

5.4.2. На основании данных  таблицы 5.4 формируется схема двойного  рынка.

 

Рисунок 5.4.1 – Схема работы двойного рынка при проведении сдерживающей монетарной политики (0 период)

 

Рисунок 5.4.2 – Схема работы двойного рынка при проведении сдерживающей монетарной политики (5 период)

 

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и

может быть представлена следующей цепочкой событий:

Центральный банк продает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются → предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются → совокупный спрос уменьшается → объем производства падает. И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.

 

 

5.6. Прогноз  показателей национальной экономики  при проведении комбинированной  экономической политики в условиях  нестабильных цен и повышенной  чувствительности инвестиций и  спроса на деньги к изменению  процентной ставки

 

 

Задание 5.6 выполняется в следующей последовательности:

5.6.1. Правительство увеличивает  госзакупки (госрасходы) по сравнению с предыдущим периодом на 30%, одновременно увеличивая сбор налогов на такую же величину. Национальный (центральный) банк через систему коммерческих банков увеличивает номинальное предложение денег МS  по сравнению с предыдущим периодом на 20%. Прогнозируется, что уровень цен P в каждом периоде будет на 10% больше, чем в предыдущем. Чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки d для всех периодов больше на 3 млрд.руб.,  чем в первом периоде. Чувствительность спроса на деньги    к изменению процентной ставки f  для всех периодов больше на 20 млрд.руб., чем в первом периоде. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (табл. 5.6).  Показать изменения на графике IS/LM (рис. 5.6).

5.6.2. Показать на схеме  двойного рынка информацию по  первому и шестому периодам.

 

5.6.1. Заполняется таблица:

 

Таблица 5.6 - Прогноз показателей национальной экономики  при проведении  комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен  и  повышенной    чувствительности инвестиций и спроса на деньги   к изменению процентной ставки

Период (месяц)

Процентная ставка

Потребительские расходы, млрд.руб.

Инвестиционные расходы, млрд.руб.

Государственные расходы, млрд.руб.

Совокупные расходы,  млрд.руб.

Сбережения, млрд.руб.

Спрос на деньги, млрд.руб.

Предложение денег, млрд.руб.

Национальный доход, млрд.руб.

Номинальное предложение денег, млрд.руб.

Уровень цен

Налоги, млрд.руб.

 

r

C

I

G

E

S

(M/P)D

(M/P)S

Y

MS

Р

Т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

0

9,54

1136

296

150

1582

296

515

515

1582

1060

2,06

150

1

7,88

1131

294

195

1620

294

561

561

1620

1272

2,27

195

2

7,90

1130

294

254

1677

294

612

612

1677

1526

2,49

254

3

7,99

1126

292

330

1748

292

668

668

1748

1832

2,74

330

4

8,17

1119

289

428

1836

289

729

729

1836

2198

3,02

428

5

8,49

1106

284

557

1947

284

795

795

1947

2638

3,32

557

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики