Анализ розничного оборота предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Оборот розничной торговли — это стоимость потреби¬тельских товаров, проданных населению за наличный и безна¬личный расчет через различные каналы реализации. Продажа товаров населению осуществляется:
• юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия питания и др.);
• юридическими лицами, для которых торговая деятель¬ность не является основной (фирменные магазины и магазины при промышленных предприятиях);
• физическими лицами, осуществляющими продажу това¬ров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.

Содержание работы

1. Пояснительная записка............................................................................стр.
2. Практическая часть................................................................................. стр.
2.1. Анализ оборота предприятия торговли по общему объему и ассортименту................................................................................................стр.
2.1.1. Цель, задачи анализа оборота.................................................стр.
2.1.2. Типы анализа оборота розничной торговли..........................стр.
2.1.3. Аналитические показатели общего объема оборота............стр.
2.1.4. Анализ ассортиментной структуры оборота розничной торговли........................................................................................................стр.
3.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам.......................................................................................стр.
3.1.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему..........................................................................................................стр.
3.1.2. Планирование оборота розничной торговли по товарным группам........................................................................................................стр.

Заключение.................................................................................................стр.
Список использованной литературы........................................................стр.

Файлы: 1 файл

Володина Наталья.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Задачей стратегического  анализа является определение влияния  стратегии развития оборота предприятия  на его конкурентоспособность.

 

2.1.3. Аналитические  показатели общего объема оборота

В процессе анализа общего объема оборота розничного торгового  предприятия (наименование предприятия) рассчитываются следующие аналитические  показатели:

1. Динамика оборота в действующих и сопоставимых ценах.

Динамика оборота в  действующих ценах рассчитывается как отношение фактического объема оборота отчетного периода к фактическому объему оборота предшествующего или базисного периода, выраженному в процентах. Динамика оборота в сопоставимых ценах рассчитывается как отношение объема оборота отчетного периода в сопоставимых ценах к фактическому объему оборота предшествующего или базисного периода, выраженному в процентах. При этом оборот отчетного периода в сопоставимых ценах определяется путем деления оборота в действующих ценах на индекс розничных цен.

Рассчитаем оборот розничной  торговли (наименование предприятия) за 2012 год. Все расчеты  сведены в  таблице 1.

Таблица 1

Оборот розничной  торговли предприятия за отчетный 2012 год

 

№ п/п

Показатели

Предшествующий год

(Орт(пред.г)

Отчетный год

Динамика (%) или отклонение (+/ -)

В действ ценах

(Орт(дц)

Индекс цен

В сопостав ценах  (Орт (сц)

В действ ценах

В сопостав ценах

1

Оборот розничной торговли предприятия (Орт)

32374

39988

1,2

33323,3

123,5

102,9

2

Оборот розничной торговли региона             (Орт рег.)

873400

979900

1,2

816583,3

112,2

93,4

3

Доля предприятия в обороте  региона, 7%

61138

68593

1,2

57160,8

112,2

93,4


 

В отчетном году динамика оборота предприятия в действующих ценах составила:  (Орт(дц) / Орт(пред.г) х 100) =39988/32374*100= 123,5 % 

(Орт(дц) / Орт(пред.г) х 100) =

Оборот розничной торговли предприятия за отчетный год в сопоставимых ценах:   (Орт(дц) / Инд. Цен) = 39988 / 1.2 = 33323,3 тыс. руб.

Динамика оборота предприятия в сопоставимых ценах составила:

(Орт(сц)  : Орт(пред.г)  х 100) =33323,3 / 32374 = 102.9 %

Вывод:

Оборот предприятия  за год вырос на 23,5 %.

Рост произошел в  основном в результате повышения  цен, так как физический объем оборота увеличился лишь на 2,9 %.

2. Изменение  объема оборота под влиянием изменения цен и физической массы реализованных товаров. Влияние изменения розничных цен определяется как разность между оборотом отчетного периода в действующих ценах и оборотом отчетного периода в сопоставимых ценах. Влияние изменения физического объема оборота рассчитывается как разность между оборотом отчетного периода в сопоставимых ценах и оборотом предшествующего периода.

Прирост оборота  за счет повышения цен составил:

   (Орт(дц) - Орт(сц)) = 39988-33323,3=6664,7 тыс. руб.

или  [Орт(сц): (Ортдц) - Орт(пред.г) х 100]  = (6664,7/(39988-32374)*100=87.5 % общего прироста оборота.

Прирост оборота за счет увеличения физического объема составил:

(Орт(сц) - Орт(пред.г) = 33323,3- 32374=949,3 тыс. руб.,

что составляет [Прирост оборота : (Орт(дц) - Орт(пред.г) х 100] = (949,3/( 39988- 32374)*100)=12,5 %  общего прироста оборота.

Рост розничных  цен  вызвал дополнительные расходы населения в сумме: (Орт(дц) - Орт(сц)) = 39988- 33323,3=6664,7 тыс. руб.

3. Доля (удельный вес) предприятия на рынке региона или зоны деятельности и изменение этой доли за анализируемый период. Этот показатель определяется как процентное отношение объема оборота предприятия к объему оборота розничной торговли региона или зоны деятельности. Положительно оценивается увеличение данного показателя, так как свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия.

Доля предприятия  на рынке региона в отчетном году составила:

(Орт(дц) / Орт рег.(дц) х 100) = 39988/979900*100=4,08 % 

 в предшествующем году:  (Орт(пред.г) / Орт рег.(пред.г.) х 100) = 32374/873400*100=3,7%

Вывод:

Оборот розничной торговли предприятия снижался  более быстрыми темпами, чем оборот розничной торговли региона (темп роста оборота составил                         2,9% и 3,7 %, соответственно), в результате чего доля предприятия на рынке региона уменьшилась за отчетный 2012 год на:

( 2,9-3,7 ) = - 0,8 процентного пункта,  что оценивается  отрицательно.

4. Степень выполнения самостоятельно установленного плана оборота. Рассчитывается как отношение фактического объема оборота за отчетный период к плановому объему оборота за этот же период, выраженному в процентах.

План оборота  розничной торговли ООО «Пилигрим» на 2012 год составлял 44194  тыс. руб.

Степень выполнения плана оборота:   (39988 /44194  х 100) = 90,5 %

 т. е.  план оборота был перевыполнен недовыполнен на 9,5 %.

5. Удельный вес оборота отдельных периодов (месяца, квартала) в годовом обороте розничной торговли и его изменение. Рассчитывается как процентное отношение объема оборота за месяц (квартал) к объему оборота за год. Изменение этого показателя позволяет выявить сезонные колебания в реализации товаров.

Таблица 2

Сезонные колебания  реализации товаров ООО «Пилигрим» в 2012 г.

Оборот розничной торговли

2012 г.

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

1. По продовольственным  товарам

894,9

2684,7

3579,6

2684,7

2386,4

2088,1

1789,8

2983

2386,4

2088,1

2088,1

4176,2

Итого:

29830

2. По непродовольственным  товарам

1611,4

1933,68

1289,12

2255,96

966,84

805,7

966,84

2417,1

644,56

805,7

805,7

1611,4

Итого:

16114

Всего за год:

45944


Продолжение табл. 2

Оборот розничной торговли

Удельный вес, %

1. По продовольственным  товарам

64,93

2. По непродовольственным  товарам

35,07

Итого:

100


 

6. Доля отдельных видов оборота (оборота розничной торговой сети, оборота предприятий питания) в общем объеме оборота розничной торговли и ее изменение за анализируемый период. Рассчитывается как процентное отношение объема оборота каждого вида к общему объему оборота.

7. Степень охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения и ее изменение. Этот показатель может быть рассчитан в целом по региону как выраженное в процентах отношение объема оборота розничной торговли региона за период к сумме покупательных фондов населения региона за этот же период.

Оборот розничной торговли региона  составил за отчетный 2012 год  тыс. руб., за предшествующий год — 979900 тыс. руб. (таблица 1).  Покупательные фонды населения региона составили за отчетный  2012 год - 1204100  тыс. руб., за предшествующий год —  1184320     тыс. руб.

Степень охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения составила:

в отчетном 2012 году -  (Орт рег.(дц) : ПФ пред.г. х 100) =979900/1204100*100=81,4 %

 в предшествующем  - (Орт рег.(пред.г.) : ПФ (отч.г.)   x 100) =979900/1184320*100=82,7 %

Вывод:

Степень охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения региона в отчетном 2012 году по сравнению с предшествующим годом понизилась на   (81,4 — 82,7) = -1,3  процентных пункта, что является положительным (отрицательным), так как свидетельствует об увеличении (уменьшении) доли средств, которые население тратит на покупку товаров в предприятиях розничной торговли региона.

 

 

 

 

 

2.1.4.  Анализ  ассортиментной структуры  оборота  розничной торговли

В процессе анализа ассортиментной структуры оборота розничного торгового предприятия рассчитываются следующие аналитические показатели:

1. Динамика оборота по каждой товарной группе в действующих и сопоставимых ценах. Следует учесть, что индексы розничных цен по отдельным товарным группам различны.

Оборот розничной торговли ООО «Пилигрим» за 2012 год представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Оборот розничной торговли ООО «Пилигрим» по товарным группам за отчетный 2012 год  (тыс. руб.)

№ п/п

 

 

Группы товаров

предшествующий год

Отчетный год

Динамика, %

Удельный вес, % к итогу

в действующих ценах

индекс цен

в сопоставимых

ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

предшествующий год

Отчетный год

Отклонение (=/-)

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих

ценах

в сопоставимых ценах

1

Продовольственные товары

                     
                         
                         

2

Непродовольственные товары

                     
                         
                         
 

Итого:

                     

(по вариантам) 

15

Вывод:

1. Оборот розничной  торговли ООО «Пирамида» увеличился (уменьшился) в отчетном 2012 году по сравнению с предшествующим годом на      % в действующих ценах и на     % в сопоставимых ценах, что оценивается положительно (отрицательно).

2. Наблюдается  рост (снижение) оборота в действующих ценах как по продовольственным (на      %), так и по непродовольственным товарам                  (на     %)  из табл. 2).

3. В сопоставимых  ценах оборот также возрос (снизился):

- по продовольственным  товарам - на   %;

-  по непродовольственным товарам - на  %.

Это свидетельствует об увеличении (уменьшении) физического объема оборота и оценивается положительно (отрицательно).

4. Розничные цены возросли (снизились) за год:

-  по продовольственным товарам на  %;

- по непродовольственным  товарам -  %.

5. Средний  индекс розничных цен по предприятию  составил:

 [Орт(дц) / Орт(сц)  =

или (ИЦпрод. х Уд.вес прод(дц)  + ИЦнепрод. х  Уд.веснепрод.(дц)) / 100] =

2. Доля (удельный вес) оборота отдельных групп товаров в общем объеме оборота и ее изменение за анализируемый период и по сравнению с плановыми показателями. Данный показатель позволяет оценить структуру оборота и ее изменение. Рассчитывается как процентное отношение оборота по товарной группе за период к общему объему оборота розничной торговли за этот же период.

В структуре  оборота предприятия преобладают продовольственные товары, удельный вес которых в общем объеме оборота в действующих ценах составил в отчетном 2012 году      % и снизился по сравнению с предшествующим годом на  ( – )  процентных пункта.

Соответственно  на  ( -) =  процентных пункта увеличилась  доля непродовольственных товаров. Это произошло в результате опережающего темпа роста оборота по непродовольственным  товарам по сравнению с темпом роста оборота по продовольственным товарам (    % и    % соответственно). В отчетном              2012 году доля непродовольственных товаров в общем объеме оборота возросла (снизилась)  не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, что характеризует реальное изменение структуры потребления. Увеличение (уменьшение) составило  процентного пункта (     ) при росте оборота в сопоставимых ценах по непродовольственным товарам на   %, по продовольственным товарам  на    %. Произошедшие изменения свидетельствуют об улучшении структуры оборота и структуры потребления, повышении уровня жизни населения.

Информация о работе Анализ розничного оборота предприятия торговли