Анализ розничного оборота предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Оборот розничной торговли — это стоимость потреби¬тельских товаров, проданных населению за наличный и безна¬личный расчет через различные каналы реализации. Продажа товаров населению осуществляется:
• юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия питания и др.);
• юридическими лицами, для которых торговая деятель¬ность не является основной (фирменные магазины и магазины при промышленных предприятиях);
• физическими лицами, осуществляющими продажу това¬ров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.

Содержание работы

1. Пояснительная записка............................................................................стр.
2. Практическая часть................................................................................. стр.
2.1. Анализ оборота предприятия торговли по общему объему и ассортименту................................................................................................стр.
2.1.1. Цель, задачи анализа оборота.................................................стр.
2.1.2. Типы анализа оборота розничной торговли..........................стр.
2.1.3. Аналитические показатели общего объема оборота............стр.
2.1.4. Анализ ассортиментной структуры оборота розничной торговли........................................................................................................стр.
3.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам.......................................................................................стр.
3.1.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему..........................................................................................................стр.
3.1.2. Планирование оборота розничной торговли по товарным группам........................................................................................................стр.

Заключение.................................................................................................стр.
Список использованной литературы........................................................стр.

Файлы: 1 файл

Володина Наталья.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

3. Доля предприятия в продаже  отдельных товарных групп на  рынке региона или зоны деятельности  и изменение этой доли за  анализируемый период. Этот показатель  определяется как процентное отношение объема обороту предприятия по товарной группе к объему оборота розничной торговли региона или зоны деятельности по этой же товарной группе.

4. Степень выполнения самостоятельно  установленного плана оборота  по товарным группам.

5. Коэффициент эластичности реализации  отдельных товарных групп.

Коэффициент эластичности определяется как отношение  темпа прироста оборота по товарной группе за период к темпу прироста фактора за этот же период. Этот показатель позволяет оцепить эластичность реализации отдельных товаров, т. е. относительное изменение объема продаж под влиянием различных факторов (денежных доходов или покупательных фондов населения, цены, товарного предложения). Эластичность реализации различных товаров в зависимости от изменения денежных доходов населения неодинакова (по одним товарам — высокая пластичность, по другим товарам — низкая, по некоторым товарам — зависимость отсутствует). 

Таблица 4

Оборот розничной  торговли ООО «Пилигрим» по товарным группам за отчетный 2012 год (тыс. руб.)

№ п/п

 

 

Группы товаров

предшествующий год

Отчетный год

Динамика, %

Удельный вес, % к итогу

в действующих ценах

индекс цен

в сопоставимых

ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

предшествующий год

Отчетный год

Отклонение (=/-)

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих

ценах

в сопоставимых ценах

1

Продовольственные товары

                     
                         
                         

2

Непродовольственные товары

                     
                         
                         
 

Итого:

                     

Оборот розничной торговли по региону по товарным группам за отчетный 2012 год  (тыс. руб.)

1

Продовольственные товары

                     
                         
                         

2

Непродовольственные товары

                     
                         
                         
 

Итого по региону:

                     

 

 

(по вариантам) 

18

Оборот по реализации (товарная группа по вариантам) в регионе увеличился за год на     %. Темп прироста денежных доходов населения  региона за год составил    %. Данные в таблице 3.

Коэффициент эластичности составляет:

(Орт (тов.гр.) /Темп прироста ) =

Вывод:

При увеличении денежных доходов населения на 1% продажа кондитерских изделий возрастает на      %.

При расчете  коэффициента эластичности может быть использован и показатель прироста общего объема оборота. В этом случае коэффициент эластичности определяется как отношение темпа прироста оборота по товарной группе за период к темпу прироста общего объема оборота за этот же период.

Коэффициент эластичности может принимать различные  значения:

• коэффициент  эластичности положителен и больше единицы по тем товарным группам, темпы роста реализации которых выше темпов роста общего объема оборота и доля которых в общем объеме оборота возрастает.

 Оборот  торгового ООО «Пирамида» по (непродовольственная  товарная группа по вариантам)  увеличился за год на %. Общий объем оборота возрос на    %.

Коэффициент эластичности составляет:

(Орт (тов.гр.) /Темп прироста ) =

Вывод:

1. При увеличении  общего объема оборота на 1% продажа бытовой техники возрастает на    %.

2. Доля этой  товарной группы в общем объеме оборота увеличилась.

3. Коэффициент  эластичности положителен, но  меньше единицы по тем товарным группам, темпы роста реализации которых ниже темпов роста общего объема оборота и доля которых в общем объеме оборота снижается.

3.1. Планирование  оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам

Большое значение для  развития предприятия имеет планирование оборота. От объема оборота и его структуры зависят многие показатели деятельности предприятия (потребность в экономических ресурсах, размер товарных запасов, расходы, доходы, прибыль и др.).

На предприятиях торговли разрабатываются среднесрочные (прогнозные) и краткосрочные (текущие) планы оборота.

Прогнозирование объема и структуры оборота производится на основе результатов анализа развития оборота, прогнозов спроса населения, емкости рынка и показателей деятельности предприятий-конкурентов.

Планирование  оборота, как правило, осуществляется на год и по кварталам. Основными задачами планирования оборота являются:

• обеспечение  роста объема оборота;

• сохранение положения предприятия на местном  рынке;

• обеспечение  получения необходимой прибыли;

• повышение  эффективности использования экономических ресурсов.

 

3.1.1.  Планирование оборота розничной торговли по общему объему

При планировании общего объема оборота используется различная экономическая информация. Это результаты анализа оборота за предплановый период, прогнозы изменения платежеспособного спроса населения региона, емкости и конъюнктуры рынка, прогнозируемый индекс розничных цен, сведения о располагаемых предприятием основных фондах, оборотных средствах, численности работников, торговой площади и т. п.

При планировании оборота  розничной торговли используются многовариантные подходы.

План оборота может  определяться исходя из емкости рынка, роста денежных доходов населения и доли оборота предприятия в обороте района деятельности.

 В отчетном году оборот розничной торговли района (по вариантам)                     г. Астрахани района составил                   тыс. руб., в том числе оборот предприятия —     тыс. руб.

По данным анализа, за последние три года среднегодовой  темп прироста оборота района составил      %, денежных доходов населения —    %. В планируемом году прогнозируется рост суммы денежных доходов населения  на     %.

На основе результатов  анализа предприятие считает  возможным увеличение своей доли в обороте района на  (по вариантам)      процентного пункта.

Коэффициент эластичности объема оборота розничной торговли (по вариантам) района от денежных доходов  населения района определяется по формуле:

Кэ = ΔО/ΔД

где Кэ—коэффициент эластичности оборота розничной торговли района от денежных доходов населения района;

ΔО — темп прироста оборота розничной торговли района за предплановый период, %;

ΔД — темп прироста денежных доходов населения района за предплановый период, %.

КЭ  =

Вывод:

Оборот розничной торговли увеличивается на      % на каждый процент прироста денежных доходов населения.

Темп прироста оборота  розничной торговли района в планируемом  году составит:   ΔД в планируемом году =

 

 Оборот розничной  торговли района в планируемом  году составит:

(Орт рег.(дц) x (1 + Темп  прироста)  =        тыс. руб.

Доля оборота предприятия  в обороте района за отчетный год:

(Орт (дц) / Орт района (дц) х 100) =    %

Доля оборота предприятия (по вариантам) в планируемом обороте района (по вариантам):

(Доля пред. в обор.рег. +  увелич. доли в обороте района) = %

Оборот розничной торговли предприятия в планируемом году:

(Орт в план.г. х  Доля обор. / 100) = 58 807,3 тыс. руб.

Темп роста оборота предприятия в планируемом году:

(Орт в план.г.  / Орт (дц)  х 100) =   %

Планирование оборота  розничной торговли может осуществляться исходя из необходимости обеспечения  безубыточной деятельности и получения  определенной суммы прибыли, т. е. исходя из того, что доходы от реализации (торговых надбавок) должны покрывать все издержки обращения и обеспечивать получение необходимой прибыли.

Для расчета плана  оборота может быть использована формула:

П = УД х О /100 – УИпер х О / 100 - Ипост

отсюда О = [(П + Ипжт) / (УД - УИпер)] х 100,

где  О — планируемый объем оборота розничной торговли;

П — сумма необходимой прибыли;

УД — уровень доходов от реализации (торговых надбавок), % к обороту;

УИпер – уровень условно-переменных издержек обращения, % к обороту;

Ипост – сумма условно – постоянных издержек обращения.

Розничное торговое предприятие  ООО «Пирамида»  ставит задачу получения  прибыли от реализации в планируемом  году в сумме 2500,0 тыс. руб. Уровень  доходов от торговых надбавок составит       % к обороту. Уровень условно-переменных издержек обращения с учетом данных анализа прогнозируется в размере     % к обороту. Сумма условно-постоянных издержек обращения по расчетам составит        тыс. руб.

Оборот розничной торговли предприятия в планируемом году:

О1 = [(0 +                ) / (             -                )] х 100 =  тыс. руб.

О2 = [( + ) / ( - )] х 100 =  тыс. руб.

Вывод:

Для обеспечения безубыточной деятельности оборот розничного торгового предприятия в планируемом году должен составить  тыс. руб., а для получения необходимой прибыли в размере    тыс. руб. —    тыс. руб.

Планирование общего объема оборота может осуществляться исходя из задачи повышения эффективности  использования ресурсов предприятия. Определению плана оборота предшествует анализ эффективности использования совокупных и отдельных видов ресурсов и выявление резервов повышения их эффективности. При этом предприятие может исходить из повышения эффективности наиболее значимого вида ресурсов или совокупных ресурсов.

Оборот розничного торгового предприятия ООО «Пирамида»  в отчетном году составил (по вариантам)  тыс. руб. Вложенный капитал (основные фонды и оборотные средства) в отчетном году составил 5000,0 тыс. руб., в планируемом году капитал возрастет на 10,0%. На основе результатов анализа выявлена возможность повышения капиталоотдачи на (по вариантам)    %.

Сумма капитала (основных фондов и оборотных средств) в  планируемом году составит:

К= (ВК(осн. и об.ф) х % /100) =  тыс. руб.

Капиталоотдача на 1 тыс. руб. капитала в отчетном году составила:

Ко = (Орт(дц) / К) =  тыс. руб.

Капиталоотдача в планируемом  году:

Ко (план) = (Ко (отч) х % / 100) =  тыс. руб.

Планируемый оборот составит:

О(план) =  (ВК х Ко (план) =  тыс. руб.

  Темп роста оборота в планируемом году  = (О план : Орт(дц) x 100)= %

Доля прироста оборота  в планируемом году за счет интенсивного фактора (повышения капиталоотдачи) составит 66,4%.

Ди = (1 - ΔК / ΔО) х 100% =  %,

где Ди — доля прироста оборота за счет интенсивного фактора, %;

ΔК — темп прироста экстенсивного фактора (капитала), %;

ΔО — темп прироста результата (оборота), %.

Вывод:

Таким образом, оборот розничного торгового предприятия возрастет  в планируемом году на      %, при этом     % прироста будет  получено за счет повышения эффективности  использования капитала.

План общего объема оборота  розничной торговли может быть определен  как сумма планов оборота по товарным группам.

Для оперативного управления большое значение имеет внутригодичное планирование оборота розничной  торговли. Обоснование плана оборота по периодам года (кварталам и месяцам) имеет важное значение для обеспечения ритмичного развития оборота и ритмичного удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Планирование оборота  розничной торговли по кварталам  года осуществляется на основе использования:

• выявленных тенденций  развития оборота по кварталам за ряд предшествующих лет;

• тенденций изменения  удельных весов оборотов каждого  квартала в общем годовом обороте  предприятия;

• покупательской способности  населения в разные периоды года;

• сезонных колебаний  спроса населения (весенне-летний и  осенне-зимний сезоны, праздничные  и предпраздничные дни, подготовка к учебному году и т. п.).

 

3.1.2.  Планирование оборота розничной торговли по товарным группам

Информация о работе Анализ розничного оборота предприятия торговли