.Экономика производства овощей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 09:24, реферат

Описание работы

Многоукладность свойственна экономике переходных периодов, когда рядом со старыми укладами формируются новые. В процессе демонтажа советской системы хозяйствования в аграрном секторе сложилось, по меньшей мере, три уклада. Во-первых, это крупные и средние агропредприятия -- наследники колхозов и совхозов; их было 22 тыс. Во-вторых, это фермерские хозяйства, их на порядок больше, 264 тыс. Третий уклад - это личные подсобные хозяйства, их 16 млн. Заметим, что классификация эта достаточно условна, на самом деле укладов больше, четкие границы между ними провести невозможно: статистика не отражает всего разнообразия форм хозяйствования. Некоторые агропредприятия распались на более мелкие.

Содержание работы

1.Многоукладность и формы хозяйствования в сельском хозяйстве и их характеристика…………………………………………………………………….3

2.Экономика производства овощей……………………………………………15

2.1.Овощеводство - одна из основных отраслей в растениеводстве…………15

2.2.Типы овощеводческих хозяйств и организация труда в овощеводстве….18

2.3.Организация овощеводства открытого и закрытого типа………………...22

2.4.Экономическая эффективность производства овощей……………………27

Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Реферат.rtf

— 249.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Многоукладность и формы хозяйствования в сельском хозяйстве и их характеристика…………………………………………………………………….3

 

2.Экономика производства овощей……………………………………………15

 

2.1.Овощеводство - одна из основных отраслей в растениеводстве…………15

 

2.2.Типы овощеводческих хозяйств и организация труда в овощеводстве….18

 

2.3.Организация овощеводства открытого и закрытого типа………………...22

 

2.4.Экономическая эффективность производства овощей……………………27

 

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Многоукладность и формы хозяйствования в сельском хозяйстве и их характеристика

Многоукладность -- наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство).

Многоукладность свойственна экономике переходных периодов, когда рядом со старыми укладами формируются новые. В процессе демонтажа советской системы хозяйствования в аграрном секторе сложилось, по меньшей мере, три уклада. Во-первых, это крупные и средние агропредприятия -- наследники колхозов и совхозов; их было 22 тыс. Во-вторых, это фермерские хозяйства, их на порядок больше, 264 тыс. Третий уклад - это личные подсобные хозяйства, их 16 млн. Заметим, что классификация эта достаточно условна, на самом деле укладов больше, четкие границы между ними провести невозможно: статистика не отражает всего разнообразия форм хозяйствования. Некоторые агропредприятия распались на более мелкие. Среди индивидуальных хозяйств есть такие, которые обеспечивают только простое воспроизводство, а есть высокотоварные, почти плантационные, практически неотличимые от фермерских. Последние также очень разнообразны и по организации (от семейных хозяйств до предприятий с наемными рабочими), и по площади землепользования (от 5-10 до 1 000 и более гектаров), и по доходам. А есть еще сельские предприниматели, которые, в отличие от фермеров, не ограничиваются сельским хозяйством, но делают ставку на переработку сырья. Есть такая форма хозяйствования, как сезонная аренда земли.

Переход значительной части сельскохозяйственных земель, которыми безраздельно владели колхозы и совхозы, в собственность бывших колхозников, а также передача земель поселений и территорий вокруг них в пользование и управление сельским администрациям лишили агропредприятия монополии в земельных отношениях. Ослабление главных организаторов жизни в деревне - колхозов и совхозов, усиление индивидуальных хозяйств и появление фермеров усложнило систему отношений в аграрном секторе. Можно говорить о некоторых признаках хозяйственной самоорганизации как внутри каждого уклада, так и в отношениях между ними. После десятилетий государственной поддержки крупные и средние предприятия вынуждены сами строить отношения с поставщиками и потребителями. Не всем это удается, отсюда сильное экономическое расслоение. Свой вклад в формирование новых отношений в деревне вносят фермеры, которым активно противодействует колхозное лобби (а поначалу их не принимало и население). Но особенно необходима хозяйственная самоорганизация рядовым сельчанам, зачастую оставшимся без гарантированной зарплаты, а порой и без привычной помощи колхоза.

Казалось бы, реформы и кризис затронули всех. Но в одних районах видишь ухоженные поля местных агропредприятий, крепкие дома сельских жителей, а в других -- заброшенную, зарастающую лесом пашню и покосившиеся избы. Где-то бывшие колхозники владеют настоящими тепличными плантациями или частными стадами, а где-то -- огородами с редкими грядками в сорняках. Где-то фермерских хозяйств много, и они заметно влияют на жизнь местного сообщества, а где-то -- лишь единицы, и фермеров не поддерживает ни население, ни администрация. Почему так происходит? Различия между Севером и Югом, пригородами и почти безлюдной глубинкой не просто велики -- огромны. Географические факторы не менее важны, чем исторические, экономические, демографические, а их совокупное действие приводит к формированию совершенно разных сельских сообществ. Многообразие этих сообществ почти не поддается классификации из-за недостаточности статистической информации и ее оценочного характера. Поэтому здесь, используя как статистические сведения, так и наши собственные данные, полученные в ходе обследования самых разных районов европейской части России, мы лишь нащупываем подходы к анализу новых форм хозяйственной самоорганизации на селе.

Реформирование сельского хозяйства на современном этапе направлено на переход к рыночной экономике. Непременные условия развития рыночных отношений -- формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.

В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрная реформа осуществляется в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки сельского хозяйства.

Одним из основных направлений аграрной реформы является переход к многоукладной экономике в сельском хозяйстве, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования. Формы собственности и хозяйствования - понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие.

Различные формы хозяйствования могут иметь одну и ту же форму собственности. Так, и в колхозах, и в товариществах с ограниченной ответственностью, и в кооперативах коллективно-долевая форма собственности.

Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было многоукладным. Были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства и другие организации. Но все они находились под жестким контролем государства. Ориентация была на крупное производство; кооперативно-колхозный сектор был практически сведен до уровня государственной собственности. Господствовала концепция необходимости перехода к государственной собственности. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически существовал только государственный уклад. Теперь положение изменилось.

В результате аграрной реформы на селе была сформирована многоукладная экономика. Необходимость существования различных укладов в аграрном секторе обусловлена, прежде всего особенностями нашей страны, многообразием исторических традиций населения, проживающего в различных регионах.

Однако из-за ускоренного реформирования колхозов и совхозов в ряде случаев изменения коснулись лишь их названия, а производственные отношения остались прежними. Ценовая политика, инфляция, трудности со сбытом продукции, вызванные снижением покупательной способности населения, разрыв производственных связей привели к разрушению ресурсного потенциала сельского хозяйства и, как следствие, к резкому спаду производства и снижению его экономической эффективности.

В ходе аграрного реформирования появились такие формы хозяйствования, как акционерные предприятия, общества (открытого и закрытого типа), кооперативы, паевые экономические товарищества (с полной и ограниченной ответственностью) и крестьянские хозяйства.

Дискуссия по вопросу об эффективных формах хозяйствования не утихает, при этом высказываются полярные точки зрения. Отсутствует единство взглядов относительно конкретных форм реализации многоукладности в агросфере. Сложные тенденции и реальные противоречия в жизни современного села порождают крайние позиции в полемике.

Организационно-экономические формы ведения производства определяются, прежде всего, общими принципами и закономерностями независимо от социально-общественных условий.

В результате изменения существовавших отношений собственности на землю в сельском хозяйстве крестьянин должен иметь возможность свободного выбора форм хозяйствования, которые могут быть различными в силу неодинаковых природно - экономических условий, культурных и исторических традиций. Русский ученый А.И. Чупров справедливо считал, что экономику следует рассматривать как мир хозяйства в контексте культуры: "…В каждом данном народе и в каждом историческом периоде составные части хозяйственного общества находятся между собою в иных отношениях, нежели в другом народе и в другом периоде. Политическая экономия должна подметить и уловить эти особенности… Хозяйство есть лишь одна из сторон народной жизни… и может быть познаваема… лишь в зависимости от прочих проявлений народного духа…" (Чупров А.И. История политической экономии. М., 1913. С.211-213.). Для России характерны резкие природные, социальные и экономические различия, поэтому единого стандарта при проведении реорганизации крупных сельскохозяйственных предприятий быть не должно.

В основе формирования многоукладной экономики в сельском хозяйстве должна лежать оптимизация отношений земельной собственности, сбалансированность преимуществ и недостатков крупного и мелкого производства.

Агропромышленное производство представляет собой сложную систему предприятий, хозяйств и ассоциаций с многообразными горизонтальными и вертикальными связями. Оно характеризуется своей специфической технологией, техникой, организацией труда и управления, экономическими и социальными формами. К главным средствам производства АПК относятся земельные, биологические и технические ресурсы. Набор этих ресурсов должен быть не случайным, а упорядоченным, системным. Только единство производительных сил и производственных отношений определяет устойчивость такой системы. В сельском хозяйстве возможности концентрации капитала и труда на небольшой территории существенно ограничены.

В дореформенный период основными формами хозяйствования в агросфере страны были колхозы и совхозы, число которых составляло чуть более 25 тысяч. В настоящее время функционирует около трёх тыс. государственных и муниципальных предприятий, 5,5 тыс. колхозов, образовано свыше 18 тысяч новых форм хозяйствования, основанных на коллективной и коллективно-долевой формах собственности.

Институциональные изменения в ходе реформы привели к формированию многоукладности, которая характеризуется, в основном, тремя группами организационно-экономических структур. Это предприятия с государственной, частной и смешанной формами собственности. Каждая из указанных групп включает в себя различные формы хозяйствования.

Сегодня доля государственных предприятий в аграрном секторе экономики составляет более 10%. В связи с реорганизацией предприятий с государственной собственностью наблюдалась устойчивая тенденция к их сокращению, но ввиду поспешности и непродуманности принимаемых мер, реорганизация практически привела к разрушению государственного сектора, что отрицательно сказывается не только на товарности производства и развитии научно-технического прогресса, но и на решении социальных вопросов развития села.

Формирование рыночной экономики требует использования современной техники, прогрессивных технологий, передовых форм его организации и стимулирования. Обеспечение таких условий производства осуществимо только в относительно крупных предприятиях, располагающих достаточно большим производственно-ресурсным потенциалом при постоянном его качественном улучшении.

На общегосударственном уровне следует решать проблемы селекции, семеноводства и сортоиспытания, защиты растений, племенного животноводства, ветеринарного обслуживания скота и птицы, осуществления карантинных мероприятий, развития научных исследований, подготовки кадров. Приватизация предприятий фондообразующих отраслей крайне нежелательна, поскольку частнопредпринимательская деятельность направлена, прежде всего, на получение более высоких доходов, но никак не на выполнение определенных функций по обеспечению развития других предприятий.

Продукция семеноводства и племенной скот не могут продаваться по ценам спроса и предложения. Значительное влияние на уровень цен должно оказывать государство, дотируя и потребителя, и производителя этой продукции. Необходим возврат к существовавшей ранее практике государственного ветеринарного обслуживания и контроля ветеринарного состояния животноводства.

Удельный вес государственной собственности необходимо постоянно увеличивать, поскольку именно на государстве лежит обязанность осуществления значительных капитальных вложений в предприятия, определяющие научно-техническую политику в сельском хозяйстве. Целевые государственные, федеральные и региональные программы в первую очередь должны быть нацелены на такие предприятия. Крупные инвестиции в государственные предприятия позволят им не только вести высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство по перспективным технологиям, но и создавать их.

Прежняя система управления государственной собственностью утрачена, надо создавать новый механизм обеспечения её эффективного функционирования и использования в интересах общества.

По данным социологических опросов для 90% сельских жителей сегодня основным источником доходов является личное подсобное хозяйство (ЛПХ). За последние годы численность занятых в сельхозпредприятиях (СХП) сократилась на четыре млн. человек, что связано с резким спадом производства. Большая часть высвобожденных из коллективных хозяйств занята только в ЛПХ.

В российской экономической литературе и статистике нет четких критериев отнесения хозяйств граждан к семейным крестьянским хозяйствам, хотя понятия "крестьянское" и "фермерское " хозяйство при многих сходствах неоднозначны по существенным критериям: размеру землепользования, техническому уровню, специализации, объёму товарной продукции, наличию регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и даже образу жизни.

Личное подсобное хозяйство, наряду с другими формами хозяйствования, следует рассматривать как самостоятельное звено в системе многоукладной аграрной экономики, как составную часть агропромышленного комплекса.

При социализме существовал ряд ограничений для развития ЛПХ. В первую очередь это касалось размеров ЛПХ, ограничивались также средства производства в ЛПХ, крестьянин обязан был отработать в коллективном хозяйстве определённое количество дней; лимитировалось использование в ЛПХ средств производства и продукции коллективных хозяйств. По мере ослабления этих ограничений значение ЛПХ возрастало.

Каждой форме хозяйствования присуща своя специализация. В производстве зерновых и технических культур ведущая роль принадлежит коллективным хозяйствам, ЛПХ же специализируются на производстве фруктов, ягод, картофеля и др. овощей.

Информация о работе .Экономика производства овощей