Назовите субъекты финансовых отношений?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Файлы: 1 файл

финансы для БУА - вопросы контрольной работы.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине

«Финансы»

  ВОПРОС № 1   Назовите субъекты  финансовых отношений? 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.  
Главный признак структуры финансов – субъектный. В современной рыночной экономике, в качестве субъектов финансовых отношений выступают:

1) физические лица;

2) социальный коллектив (семья);

3) организации (юридические лица);

4) государство; 

5) межгосударственные юридические  лица (транснациональные и международные  организации);

6) объединения государств;

7) неформальные объединения.

 

 

ВОПРОС № 2 Назовите звенья финансовой системы общества?

- граждан или физических лиц;

- организаций страны;

- государства;

- международных организаций;

- межгосударственные;

- неформальных объединений.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.  
Финансовые отношения могут возникать между:  
государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);  
между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);  
между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);  
между отдельными государствами (международные финансовые отношения).  
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.  
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.  
 
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.  
 
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).  
 
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.  
 
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.  
 
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

 

 

ВОПРОС  № 3 Как Вы понимаете термин «политика»?

В современной практике политика трактуется двояко: в широком и узком смысле. В широком смысле – это концепция отношений, системы принципов по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других; в узком – совокупность действий субъекта по достижению определенных целей. Это по существу мало чем отличается от менеджмента, а поэтому представляется неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под деятельностью и мероприятиями субъекта (государства, юридического лица, физического лица) будем понимать менеджмент, задачей которого является реализация политики того или иного субъекта.

Любая политика обусловлена не сугубо личными соображениями, а двумя объективными условиями: ограниченностью жизненных ценностей и делением человечества на множество различных субъектов.

Иными словами, не только материальные ресурсы, как отмечается в экономической литературе, но и все другие нематериальные ценности, и прежде всего власть, слава, чувства, знания, ограничены, т.е. их недостаточно для полного удовлетворения всевозможных потребностей и запросов всех членов общества. С другой стороны, человечество представляет собой не однообразную живую разумную массу, а состоит из множества различных социально и экономически обособленных субъектов (граждан, юридических лиц региона, административно-политического образования одной страны, группы стран, международных объединений и т.д.). В результате возникает объективное социальное явление политики как отношения между минимум двумя субъектами относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, духовных, сенсорных и других жизненных ценностей), заключающееся в системе принципов зашиты и реализации интересов одного субъекта в противовес аналогичным интересам другого. Любая политика предполагает сильного, победителя, обладателя объекта (жизненных ценностей) и слабого, проигравшего субъекта.

В политике участвуют все субъекты общества: граждане, различные организации, регионы, а не только государство. Другое дело, что одни занимают активную позицию, играют главную роль, а другие – пассивную.

 

 

ВОПРОС  № 4 Перечислите базовые блоки финансового менеджмента?

Финансовый  менеджмент представляет собой научно обоснованную систему управления финансовыми отношениями, стоимостными (денежными) потоками и фондами субъектов общества. Следует различать менеджмент финансов граждан, организаций, институциональных государственных структур и международных структур.

Базой для выработки решений  служит комплекс опорных (базовых) элементов, включающий информацию от управляемого объекта и внешней деловой среды в виде основных пяти блоков:

- экономических законов и категорий,

- экономических методов и инструментов,

- правового обеспечения,

-  нормативного обеспечения,

- информационного обеспечения.

Разработка и принятие решений  осуществляются в рамках важнейших управленских функций.

 

 

ВОПРОС  № 5 Чем отличается планирование от прогнозирования?

Прогнозирование и планирование – это виды субъективной деятельности человека, направленные на реализацию целей финансовой политики экономических субъектов.

Прогнозирование – это субъективная деятельность людей по созданию прогнозов. Прогноз (от греч., prognosis – предвидение, предсказание) – предсказание о состоянии какого-либо явления в будущем. Применительно к финансам – это механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем на ту или иную перспективу. Цель финансового прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) финансового развития. Прогнозы бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (1–5 лет), долгосрочными или перспективными (свыше 5 лет, 10, 15, 20 лет) и сверхдолгосрочными (50–100 лет) и охватывают как всю финансовую систему, так и ее отдельные (территориальные, структурные и др.) сферы.

Составлением прогнозов могут  заниматься граждане, организации, государственные и международные структуры. Объектами прогнозирования служат финансовые потоки, фонды и финансовые отношения. Задача финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование представляет собой предугадывание конкретной направленности финансовых изменений. Оно может быть научным и ненаучным. Научное прогнозирование образует сложную систему разработки прогнозов. Ненаучное прогнозирование носит интуитивный, эмоциональный, упрощенный характер.

При прогнозировании на основе существующей базы разрабатываются предполагаемые сценарии. Наибольшее распространение на практике получили два типа сценария: оптимистический и пессимистический. Суть пессимистического сценария условно сводится к тому, что «ситуация ухудшается», оптимистического – «ситуация точно не ухудшится».

Выбор сценария зависит от личностных качеств менеджеров соответствующего экономического субъекта, их профессиональной подготовки, уровня логического мышления, профессионального опыта, предсказуемости действий субъектов, состояния и перспектив развития финансовой политики. Сценарный механизм широко используется физическими и юридическими лицами, государственными и межгосударственными структурами. В России оптимистический и пессимистический сценарии на государственном уровне стали применять лишь в последние годы.

Финансовое прогнозирование осуществляется посредством системы различных методов и инструментов. Наиболее широко используются метод экстраполяции, моделирования, метод экспертных оценок, ситуационного анализа, экономико-математические методы и др.

В жизни составлением прогнозов могут заниматься любые субъекты. Однако практическая значимость и роль отдельных прогнозов в рыночной экономике неодинаковы. Одни составляются для реализации своей финансовой политики, для собственного финансового планирования. К ним относятся предугадывание состава и структуры доходов и расходов, объемов и динамики инвестиций в недвижимость и т.д. Другие прогнозы выполняются для нужд потребителей и могут быть бесплатными и платными. В последнем варианте прогнозы становятся товаром и реализуются по соответствующей цене. Они бывают как позитивные, так и негативные для дезинформации экономических субъектов. Наибольшее значение для большинства экономических субъектов имеют прогнозы инвестиционного рейтинга, валютного курса, цен на новую продукцию и др.

На базе прогнозирования строится финансовое планирование – важнейшая сфера финансового менеджмента. Оно представляет собой субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности. Объектом финансового планирования служат денежные потоки, фонды и отношения экономических объектов.

Непосредственный предмет планирования складывается из предполагаемого результата и механизма (процедуры) его достижения. Свое выражение они получают в системе различных финансовых планов, балансов, смет, графиков и т.д. Центральное место среди них принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение, формы и методы образования и использования доходов и расходов экономических субъектов.

Исходным и первичным звеном планирования финансов общества с рыночной экономикой служит планирование финансов граждан. В его задачи входит:

-  планирование расходов денежных  ресурсов для реализации личных  потребностей;

- планирование доходов путем  продажи рабочей силы;

-  планирование инвестиционной деятельности для получения доходов;

- составление личного (семейного)  бюджета.

На базе учета планов платежеспособного  спроса и инвестиций граждан строится планирование финансов организаций, главная целевая установка которого – обеспечение максимизации доходов собственников.

Планирование финансовое государства – производное звено от финансовой деятельности граждан и организаций. В его задачи входит составление планов движения денежных потоков для финансирования общенародных функций общества.

В деятельности общества финансовое планирование играет огромную роль. Без него любая разумная экономическая деятельность не представляется возможной. В результате экономические субъекты составляют планы, представляющие:

- руководство к реальным практическим  действиям;

- основу для постановки конкретных  задач;

- программу действия;

- базу для финансового контроля.

 

 

ВОПРОС  № 6 Назовите виды и формы финансового контроля?

Эффективная организация финансового  контроля невозможна без учета его  классификации. Финансовый контроль классифицируется по следующим признакам.

1. В зависимости от времени проведения различают три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий (оперативный) и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при разработке финансовых планов, составлении бюджетов, разработки программ и т.д. Это позволяет заранее предупредить неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы, возможные нарушения финансовой дисциплины. Предварительный контроль осуществляют граждане и специальные структурные подразделения субъектов финансов.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он ведется, как правило, на рабочем месте и сводится к контролю деятельности и результатов труда. Цель контроля – предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнители – граждане и специальные структуры экономических субъектов. Основной принцип текущего контроля – поддержание системы обратной связи.

Заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации. Его цель – проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм – открытая обратная связь. Контроль осуществляют в основном граждане и специальные структуры.

Все три типа контроля органически  взаимосвязаны, дополняют и зависят  друг от друга.

2. В зависимости от экономических субъектов проводится:

- индивидуальный, частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель – проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

Информация о работе Назовите субъекты финансовых отношений?