Назовите субъекты финансовых отношений?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Файлы: 1 файл

финансы для БУА - вопросы контрольной работы.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

- государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и  ведомствами и др.). Главная цель – обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

- ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств в отношении деятельности подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

- внутрихозяйственный   контроль   ведется   экономическими   и финансовыми службами организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;

- общественный контроль проводится неправительственными организациями. Объект контроля зависит oт стоящих перед ними задач;

- независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами;

- международный  контроль  осуществляется   международными субъектами.

3. В зависимости от сферы финансовой деятельности различают бюджетный, инвестиционный, итоговый, кредитный, валютный, страховой и другие виды контроля.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хо-шйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор за экономическими субъектами проводится граждами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль финансового состояния в целом или одной из сторон.

Ревизия – взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Комплексная ревизия –  наиболее полная, она охватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния учета и отчетности.

Тематическая ревизия – проверка определенного аспекта деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия  – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии  оформляется акт, по которому принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

 

 

ВОПРОС  № 7 Какие функции выполняет кредитный рынок?

Сущность кредита проявляется в его функциях. Кредит выполняет следующие функции:

 - перераспределительную;

 - эмиссионную;

-контрольную.

Перераспределительная функция кредита заключается во вторичном распределении ресурсов экономических субъектов на возвратной основе. Она выражается в передаче временно свободных денежных средств физических лиц (наемных работников, предпринимателей и других граждан), организаций, государственных и межгосударственных структур другим физическим и юридическим лицам для удовлетворения их потребностей (приобретения ценностей (услуг), осуществления инвестиций и т.д.). Содержание функции состоит в одностороннем движении стоимости от одного субъекта к другому.

В действительности при наличии  посредников (банков и других кредитных  организаций) между первичными владельцами и конечными потребителями свободных денежных ресурсов функция перераспределения складывается из двух обособленных процессов, аккумуляции и распределения (размещения) кредитных ресурсов.

Перераспределение осуществляется между:

- физическими лицами, юридическими  лицами, государственными, межгосударственными  структурами и кредитными организациями;

- финансово-кредитными институтами  и бюджетами;

- иностранными   юридическими   и  физическими  лицами и  бюджетами.

Содержание эмиссионной функции (замещения) наличных денег тключается в создании платежных средств, которые согласно действующему гражданскому законодательству используются в обращении.

Контрольная функция имеет субъективную природу и состоит в осуществлении контроля деятельности экономических субъектов. В рамках кредитных отношений ведется наблюдение за деятельностью заемщиков, оценивается кредитоспособность и платежеспособность организаций и физических лиц. Кредитор через ссуду контролирует состояние иемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды и предотвратить задержку или невозврат долга.

Контрольная функция кредита имеет ряд специфических особенностей:

- определяется государственными  органами власти и центральным кредитным учреждением;

- охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

- осуществляется не только физическими  лицами и организациями, но и кредитными институтами.

Контроль движения ссудного фонда  осуществляется всеми участниками кредитных отношений финансов.

Кредит строится на принципах возвратности, срочности и платности. Посредством их устанавливаются порядок выдачи и погашения ссуд.

Возвратность означает, что заемные средства должны быть возвращены. Экономическую основу возвратности состаапяет кругооборот и воспроизводство средств. Как экономическая категория кредит гем и отличается от большей части других финансовых отношений, что здесь движение денег происходит на условии возвратности.

Способами обеспечения возврата ссуд могут быть «джентльменские», банковские, государственные и другие гарантии, поручительства, а также залог ценностей. Последний метод наиболее эффективен, поскольку освобождает кредитора от необходимости контролировать деятельность заемщика.

Принцип срочности кредита требует возвращения ссуды в строго определенный срок. Если срок пользования ссудой нарушается, то искажается сущность кредита, он утрачивает свое подлинное назначение. От соблюдения срока зависит нормальная деятельность кредиторов. Особенно велико его значение для коммерческих организаций и прежде всего посредников – кредитных структур.

Принцип платности кредита означает, что заемщик должен уплатить кредитору (физическому лицу, организации, банку) определенную плату (ссудный, коммерческий, банковский процент) за временное заимствование денежных средств. Процент определяется размером ссуды, ее сроком и уровнем процентной ставки. Уплата процентов в условиях рыночного хозяйства представляет собой передачу части доходов кредитору.

Размер ссудного процента зависит  от многих факторов. Прежде всего в  условиях рыночной экономики на него влияет спрос на кредит со стороны экономических субъектов. Чем меньше спрос, тем дешевле кредит. Размер процента определяется также базовой ставкой процента Центрального банка, а также рядом других параметров кругооборота денежных средств и воспроизводства ценностей. Taк, ссудный процент зависит от срока займа. Увеличение срока ссуды повышает риск ее непогашения из-за изменения экономических условий либо финансового состояния заемщика.

 

 

ВОПРОС  № 8 Какие виды обязательного страхования проводятся в РФ?

Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.

В РФ к обязательному страхованию относятся:

- пенсионное;

- социальное;

- обязательное страхование имущества,  принадлежащего гражданам (жилые  дома, строения, животные), гибель или  повреждение которых затрагивает и общественные интересы;

- государственное страхование  должностных лиц;

- государственное страхование  пассажиров от несчастных случаев  на воздушном, железнодорожном,  морском, внутреннем водном и  автомобильном транспорте;

- государственное страхование военнослужащих и военнообязанных;

- страхование работников предприятий  с особо опасными условиями работы;

- медицинское страхование граждан и т.д.

 

 

ВОПРОС  № 9 Что представляет структура институциональных финансов?

Институциональная система - это совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики.

Финансовый сектор экономики в  широком понимании:

1)финансовые институты;

2)наблюдательные и  контролирующие органы. Основная их задача - поддержание устойчивого функционирования финансовой системы, реализация государственных нормативных актов и непосредственное осуществление контроля за деятельностью финансовых институтов;

3)финансовые союзы - предоставление защиты интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.

Функции финансовых союзов следующие:

- функция лоббирования интересов. Осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах;

- сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы;

-маркетинговые функции:  формирование общественного мнения через средства массовой информации;

-согласование интересов финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и т. д.

Финансовый сектор в узком понимании  включает:

1)банковскую систему:

-система центрального банка.  Различают центральный эмиссионный  банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег;

-система коммерческих банков;

2)систему небанковских финансовых  посредников. Выделяют большую  группу институтов, которые осуществляют  лишь отдельные банковские функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. В группу небанковских финансовых посредников входят:

- институты, которые рассматриваются  законодателями страны как кредитные  (инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);

- институты, которые не считаются  кредитными (страховые общества, пенсионные  фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании).

Небанковские кредитные организации  имеют право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  законами или определяемые центральным  банком.

Информация о работе Назовите субъекты финансовых отношений?