Способы проведения расчетов между юридическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является установление способов проведения расчетов между юридическими лицами. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить организацию расчетов и порядок их проведения;
определить очередность проведения операций;
установить виды платежных систем и правила их
использования;
изучить порядок проведения расчетов с использованием
соответствующих систем межбанковских расчетов;
представить электронный платежный документ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов……………………………………………...4
2 Способы проведения расчетов между юридическими лицами………………8
2.1 Расчеты платежными требованиями…………………………………………8
2.2 Расчеты платежными поручениями…………………………………………9
2.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями……………………….10
2.4 Расчеты аккредитивами……………………………………………………..11
2.5 Расчет чеками…………………………………………………………………12
2.6 Расчет с использованием банковских пластиковых карточек..……………14
3 Очередность проведения операций при расчетах между юридическими лицами……..………………………………………………………………………16
4 Виды платежных систем и правила их использования…………..…………18
5 Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам в системе BISS………………………………………………………..24
6 Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам ……………………………………………………………………………...………26
7 Электронный платежный документ……………………………………………28
Заключение...………………………………………………………………………29
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 2.81 Мб (Скачать файл)

Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.

Главным недостатком расчетов требованиями можно назвать трудоемкость, связанную с операциями инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

 

2.2 Расчеты платежными поручениями

 

 

На практике основным платежным инструментом, используемым во внутриреспубликанских безналичных платежах, является платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении суммы с его счета на счет получателя.

Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом – оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций.

Поручением проводятся:

      • расчеты за полученные товары;
        • расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.);
        • предварительная оплата. Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке покупателям к моменту платежа и отгружаемых не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
      • авансовые платежи;
      • оплата товарных векселей.

Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (рисунок 1).

 

 

 


 1


 


         6 2

                                                                         4



 

 

  1. отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;
  2. предоставление платежного поручения в обслуживающий банк;
  3. проверка и оплата платежного поручения;
  4. перевод платежа поставщику;
  5. зачисление денежных средств на счет поставщика;
  6. выписка владельцу счета о зачислении денежных средств.

Рисунок 1 – Документооборот при расчете платежными требованиями

Примечание – Источник (4, с. 43 рисунок 4,3.)

 

При универсальности расчетов платежными поручениями в них заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товаров и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при такой форме расчетов нет должной гарантии платежа.

Своевременное поступление платежа поставщику зависит  не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления поручений в банк.

 

 

2.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями

 

 

Платежное требование-поручение (далее – требование-поручение) – это расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платеж  по другим операциям (рисунок 2).

 


                                                                           1

 

 

 

                                   6  2

 

                                                                           4

 

 

 

    1. отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (пересылка платежных требований-поручений покупателю);
    2. представление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;
    3. оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика);
    4. перевод платежа в банк поставщика;
    5. зачисление денежных средств на счете поставщика;
    6. выписка со счета поставщика о поступлении денежных средств.

Рисунок 2 – Документооборот при расчете платежными требованиями-поручениями

Примечание – Источник (4, с. 44 рисунок 4.4.)

 

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и иными предусмотренными договором документами направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.

Плательщик при согласии оплатить требование-поручение представляет его в обслуживающий банк в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры должны бать заверены подписями должностных лиц  и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Недостатки, присущие данному способу расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежей, в некотором замедлении оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцептов.

К достоинствам можно отнести упрощение документооборота, и, следовательно, сокращение издержек по ведению расчетов.

 

 

2.4 Расчеты аккредитивами

 

 

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее банк-эмитент) и плательщиком (далее приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя обязуется произвести платеж в пользу получателя средств по аккредитиву против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива (рисунок 3).

 

  5


  


 

 

4 13 6 1          11

10

 

8

3

 

 

    1. представление заявления на выставление аккредитива;
    2. проверка правильности оформления заявления на открытие аккредитива и депонирование средств (выдача ссуды на выставление аккредитива) на балансовом счете «Аккредитивы»;
    3. пересылка в банк бенефициара заявления (сообщения) об открытии аккредитива;
    4. выдача заявления (сообщения) бенефициару об открытии аккредитива;
    5. отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;
    6. представление бенефициаром реестра счетов в обслуживающий банк с приложение товарно-транспортных и других документов, подтверждающих факт отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, предусмотренных условиями аккредитива;
    7. проверка выполнения условий, оговоренных в аккредитивном заявлении;
    8. пересылка в банк-эмитент реестра счетов с приложенным к нему комплектом документов, предусмотренных условиями аккредитива;
    9. проверка комплекта документов, приложенных к реестру счетов, их соответствия условиям аккредитива;
    10. перевод средств в банк бенефициара;
    11. извещение приказодателя о выплатах по аккредитиву;
    12. зачисление денежных средств на чет поставщика;
    13. извещение бенефициара о зачислении средств на его счет.

Рисунок 3 – Документооборот при аккредитивной форме расчетов

Примечание – Источник (4, с. 46 рисунок 4.5.)

 

Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя частично за счет кредита не допускается. Открытый аккредитив применяется плательщиком для расчетов только с одним бенефициаром, его нельзя переадресовать. Аккредитивная форма расчетов может предусматривать акцепт, осуществляемый уполномоченным лицом плательщика, присутствующим при отгрузке товаров поставщиком.

Аккредитив открывается на определенный срок, поэтому банк-эмитент обязан следить за своевременным закрытием аккредитива. Если по истечении срока действия аккредитива остается неиспользованный для расчетов остаток средств, банк-эмитент перечисляет данную сумму денег на счет плательщика, с которого эти средства были депонированы.

За период депонирования средств на отдельном балансовом счете «Аккредитивы» на сумму аккредитива, открытого за счет собственных средств приказодателя, банком-эмитентом могут, начисляется проценты. Размер процентов, подлежащих начислению на сумму аккредитива, определяются в договоре между банком и клиентом.

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, возложение контроля за выполнением условий аккредитива на банки. Недостатком – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

 

 

2.5 Расчет чеками

 

 

Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Для получения платежа по чеку не требуется получение акцепта банка-плательщика по чеку. При этом сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку.

В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками (только для физических лиц). Документооборот при расчетах чеками схематично представлен на рисунке 4.

 

 3


 

4

 

 

5 10 1

 

6

 

8

 

 

    1. представление в обслуживающий банк заявления на получение чековой книжки и платежного поручения для депонирования средств для расчетов чеками на отдельном счете;
    2. депонирование денежных средств на отдельном счет и выдача клиенту чековой книжки с заполненными реквизитами;
    3. отгрузка продукции, оказание услуг;
    4. Выписка чека и передача его поставщику в оплату за приобретенные товары (выполняется одновременно с операцией);
    5. предъявление чека (реестров чеков) в банк чекополучателя;
    6. составление банком поручений-реестров и пересылка вместе с чеками в банки чекодателей;
    7. оплата поручений-реестров (Чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма денежных средств (операция);
    8. перевод платежа в банк поставщика;
    9. зачисление денежных средств на счет плательщика;
    10. извещение поставщика о поступлении денежных средств.

Рисунок 4 – Документооборот при расчетах чеками

Примечание – Источник (4, с. 48 рисунок 4.6.)

 

Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа. Таким образом, основным преимуществом является, прежде всего, гарантия платежа. Основным недостатком  - усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику производится не в момент предъявления чека в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика.

 

 

 

2.6 Расчет с использованием банковских пластиковых карточек

 

 

Юридические лица, также как и физические, могут осуществлять безналичные расчеты и другие операции с использованием банковских карточек внутриреспубликанских, международных и других платежных систем. В настоящее время системами, действующими на территории Республики Беларусь, с владельцами которых банки вправе заключать договоры, являются: Внутренняя система «БелКарт», Международные системы: «EUROPAY/MASTERCARD», «VISA», «Union Card», «Diners Club», «JCB», Международная частная система АО банк «SNORAS», а также Внутренние частные системы: «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Банк «Поиск», АКБ «МинскКомплексБанк» и ОАО банк «Золотой Талер».

Банковская пластиковая карточка – персонифицированное или неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством республики Беларусь.

В настоящее время банковские карточки разрешено применять при следующих безналичных расчетах:

      • платежах в национальной валют за товары и услуги, связанные с хозяйственной деятельность данного юридического лица;
      • расчетах в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами за товары и услуги на территории Республики Беларусь в случаях, разрешенных действующим законодательством;
      • платежах, связанных с командированием держателей корпоративных карточек в пределах Республики Беларусь (в национальной валюте), а также за ее пределами (в иностранной валюте);
      • платежах в национальной валюте за расходы представительского характера на территории Республики Беларусь.

Использование корпоративной карточки для выплаты заработной платы и различных выплат не допускается.

Создание банками платежной системы на основе банковских карточек включает организацию эмиссии банковских карточек и расчетных операций с их использованием.

Информация о работе Способы проведения расчетов между юридическими лицами