Анализ консолидированного бюджета современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета РФ.
Предметом исследования работы является формирование доходов и расходов консолидированного бюджета РФ.
Объектом исследования данной работы являются финансовые ресурсы, составляющие доходы и расходы консолидированного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение……………………..………………….....…………………….......….....3
1 Сущностная характеристика консолидированного бюджета……….......…....5
1.1 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета РФ….......................................................................................................…...............5
1.2 Общая характеристика формирования доходов и расходов
консолидированного бюджета………………………………….................…......8
1.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в
системе бюджетного федерализма России…………………………………….13
2 Анализ консолидированного бюджета современной России…..……….......17
2.1 Анализ доходов консолидированного бюджета РФ……………..17
2.2 Анализ расходов консолидированного бюджета РФ……………..23
3 Направления совершенствования формирования консолидированного бюджета………….......................................................................................……...32
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ…..32
3.2 Пути решения проблем консолидированного бюджета РФ……..36
Заключение…………......………………………………………………..........….43
Список использованных источников……………………...............................…45

Файлы: 1 файл

Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета _45 стр.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Без учета межбюджетных трансфертов доходы к ВВП в 2012 – 2013 годах сохранятся на уровне 2011 года (10,9 %), а в 2014 году снизятся на 0,2 процентного пункта и составит 10,7 %.

Доля доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в доходах  консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 – 2014 годах составит 42,2 %, 41,2 % и 40,2 % соответственно и к концу очередного бюджетного периода снизится по сравнению с 2008 годом на 3 процентных пункта, а по сравнению с 2011 годом – на 2,6 процентного пункта. Доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2014 годах приведены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2014 годах

Анализ данных диаграммы показывает, что в 2008 - 2010 годах имел место рост доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, а в последующие годы при снижении указанной доли доходов по сравнению с 2010 годом ее уровень стабилизируется и составит в 2014 году 35,6 %.

Основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  остаются налоговые доходы.

По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить стабильность налоговой  системы в части формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Конкретные виды налогов, сборов и других обязательных платежей, являющихся источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не должны подвергаться ситуативным изменениям, ведущим к сокращению доходов этих бюджетов.

Сохраняется проблема недопоступления налоговых доходов  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  от предоставления налоговых льгот  по региональным и местным налогам и сборам, предоставленным налогоплательщикам федеральным законодательством.

Общая сумма  выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением федеральным законодательством указанных льгот в 2010 году составила почти 200,0 млрд. рублей (в 2009 году - 181,9 млрд. рублей), из них по налогу на имущество организаций – 183,0 млрд. рублей и земельному налогу – 4,8 млрд. рублей.

Необходимо  определить, что установление налоговых  льгот по региональным и местным налогам регулируются только региональным законодательством, при этом было бы целесообразно ограничить право предоставления налоговых льгот в зависимости от объема финансовой помощи на сбалансированность из федерального или региональных бюджетов.

Не учтена рекомендация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 13 апреля 2011 г. № 136-ФЗ) о разработке графика поэтапного сокращения установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Следует также принять  дополнительные меры, направленные на развитие налоговой базы регионов. Необходимо увеличить установленные  Налоговым кодексом Российской Федерации  границы и интервалы ставок региональных и местных налогов и сборов с тем, чтобы у законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления были более широкие возможности по формированию  доходов соответствующих бюджетов.

Также следует ускорить принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение недвижимости физических лиц. Налоги на недвижимость (налог на имущество и земельный налог), уплачиваемые физическими лицами, в настоящее время составляют незначительную долю в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (не более 0,5 %), что существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой.

Профицит консолидированного бюджета РФ за 2012 год сократился до 263 млрд рублей.

Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012 год составили 23,089 трлн рублей, расходы - 22,826 трлн.

В 2011 году доходы консолидированного бюджета РФ и  бюджетов государственных внебюджетных фондов составляли 20,854 трлн рублей, расходы - 20,005 трлн.

Доходы федерального бюджета за 2012 год, по данным казначейства, сложились на уровне 12,854 трлн рублей, госфондов - 7,143 трлн, субъектов РФ - 8,064 трлн, территориальных внебюджетных фондов - 1,042 трлн рублей.

При этом налоговые  доходы консолидированного бюджета РФ выросли в 2012 году до 12,653 трлн рублей против 11,277 трлн в 2011 году. Обязательные страховые взносы выросли до 3,868 трлн рублей против 3,53 трлн годом ранее.

Бюджет РФ в 2012 году недополучил десятки миллиардов рублей из-за снижения экспорта газа.

Профицит бюджета  в январе 2013г. упал на 30,2% по сравнению  с показателем аналогичного месяца 2012 года.

Консолидированный бюджет РФ в январе текущего года исполнен с профицитом в размере 288,39 млрд рублей, говорится в материалах Федерального казначейства. Профицит бюджета в январе упал на 30,2% по сравнению с показателем аналогичного месяца 2012 года (413,46 млрд рублей).

Доходы консолидированного бюджета РФ в январе 2013 года были на уровне 1 трлн 591,68 млрд рублей. Это  на 26,1% выше показателя годовой давности. Расходы составили 1 трлн 303,29 млрд рублей, увеличившись на 10,1%.

Профицит консолидированного бюджета РФ в первом полугодии 2012 года составил 1,14 трлн рублей. По итогам 2012 года профицит сократился до 262,9 млрд рублей. Профицит консолидированного бюджета РФ (с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов) в 2011 году, по данным Росстата, составил 848,8 млрд рублей. В 2010 году был зафиксирован дефицит в размере 1 трлн 584,7 млрд рублей. По итогам 2009 года дефицит бюджета РФ был на уровне 2 трлн 448,6 млрд рублей.

 

Рисунок 2 - Факт и прогноз консолидированного бюджета РФ до 2020 года с учетом данных по 2012 год

Обновляя с  учетом 2012 года факт и прогноз доходов  консолидированного бюджета РФ на ближайшие  годы, можно сказать, что период с 2005 по 2008 год был нехарактерен для трендов и их включение в расчет тренда дает завышенные значения.

По плану  на 2012 год ожидались доходы федерального бюджета в размере 11,78 трлн. рублей, а по факту вышли на 12,85 трлн. рублей, уточненный прогноз дает 12,28 трлн. рублей на 2012 год. План, утвержденный Государственной Думой, на 2013 год составляет 12,865 трлн. рублей, по трендам получается 14,838 трлн. рублей, плановые расходы федерального бюджета на 2013 годы ожидаются в районе 13,387 трлн. рублей. Следовательно, можно ожидать профицита бюджета в районе 1,4-1,5 трлн. рублей (почти 10%) (рисунок 2).

2.2  Анализ расходов консолидированного  бюджета РФ

Расходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2012 году прогнозируются в сумме 7 729,5 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с предыдущим годом на 6,3 %, в 2013 году – 8 171,0 млрд. рублей (на 5,7 %) и в 2014 году - 8 813,1 млрд. рублей (на 7,9 %). Данные об общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 – 2014 годах приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 – 2014 годах

Наименование

2011

год

оценка

2012

год

прогноз

2013

год

прогноз

2014

год

прогноз

2014 год

в % к

2011 году

Расходы – всего

7 271,3

7 729,5

8 171,0

8 813,1

121,2

в % ВВП

13,6

13,2

12,6

12,2

 

в % к предыдущему  году

109,6

106,3

105,7

107,9

 

 

Увеличение  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2014 году по сравнению с 2011 годом составит 21,2 %. Прогнозируемые расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к ВВП снижаются и в 2012 году составят 13,2 %, в 2013 году – 12,6 % и в 2014 году – 12,2 % (в 2011 году – 13,6 %), а расходы без учета межбюджетных трансфертов в 2012 году составят 11 %, в 2013 году – 10,9 % и в 2014 году – 10,8 % (в 2011 году – 11 %).

Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 году составит 40,4 %, что на 2,5 процентного пункта меньше, чем в 2011 году, в 2013 году – 39,3 % и в 2014 году – 39,4 %. Доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2014 годах приведены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 - Доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2014 годах

Анализ расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов показывает, что их доля в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 году снижается, а в последующие два года увеличивается и составит в 2014 году 34,8 %, что на 0,3 процентных пункта больше, чем в 2011 году.

При прогнозировании  объема расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  учитывалось, что за счет собственных  средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых с 2012 года в  результате сокращения расходов на обеспечение полиции, будут профинансированы расходы:

- на содержание ребенка в семье опекуна и в приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающее приемному родителю и на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в полном объеме;

- на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации на региональный уровень по выплатам единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью и в области содействия занятости (за исключением социальных выплат безработным гражданам);

- на содержание передаваемых субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и отдельных учреждений Минздравсоцразвития России, осуществляющих дезинфекционную деятельность.

По оценке Правительства  Российской Федерации, общий объем  расходных обязательств субъектов  Российской Федерации на финансирование указанных полномочий в 2012 году составит 59,7 млрд. рублей, в 2013 году – 62,0 млрд. рублей и в 2014 году – 63,3 млрд. рублей.

При этом Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 13 апреля 2011 г. № 136-ФЗ) обращалось внимание на недопущение  возложения на субъекты Российской Федерации  расходных обязательств по выплате  единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, а также обязательств в области содействия занятости населения.

При оценке объема прогнозируемых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации также учитывались дополнительные расходы, связанные с индексацией заработной платы работникам бюджетных учреждений в 2012 году (с учетом темпов и размеров, планируемых для федеральных бюджетных учреждений), доведением к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике, ежегодной индексацией расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги (на уровень инфляции), финансированием дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов при сохранении прочих расходов на уровне 2010 года.

Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном обусловлен увеличением текущих расходов бюджетов.

Исполнение  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2013 - 2014 годах прогнозируется с дефицитом в сумме 46,9 млрд. рублей (0,08 % ВВП), 36,7 млрд. рублей (0,06 % ВВП) и 9,4 млрд. рублей (0,01 % ВВП) соответственно.

Согласно оценке Правительства Российской Федерации, в 2011 году ожидается исполнение консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  по доходам в сумме 7 224,9 млрд. рублей и по расходам в сумме 7 271,3 млрд. рублей, что на 11,2 % и 7 % больше этих показателей, предусмотренных прогнозом на 2011 год и на плановый период 2012 – 2013 годов. По оценке дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составит в 2011 году 46,4 млрд. рублей (прогноз – 296,7 млрд. рублей).

Таким образом, анализ исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2005 – 2011 годах  свидетельствует  о недостаточно точном прогнозе консолидированного бюджета в целом.

В 2012 году предусматривалось направить бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на общую сумму 1272,8 млрд. рублей, что на 70,6 млрд. рублей, или на 5,3 %, меньше суммы межбюджетных трансфертов на 2011 год, предусмотренной Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), и на 153,5 млрд. рублей, или на 10,8 %, меньше показателя, предусмотренного сводной бюджетной росписью с учетом изменений по состоянию на 1 сентября 2011 года, в 2013 году – 1 087,5 млрд. рублей и в 2014 году – 1019,7 млрд. рублей. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом снижается в 2013 году на 14,6 % и в 2014 году  на 6,2 %. Таким образом, предусматривается последовательное сокращение расходов федерального бюджета на указанные цели.

Информация о работе Анализ консолидированного бюджета современной России