Анализ консолидированного бюджета современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета РФ.
Предметом исследования работы является формирование доходов и расходов консолидированного бюджета РФ.
Объектом исследования данной работы являются финансовые ресурсы, составляющие доходы и расходы консолидированного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение……………………..………………….....…………………….......….....3
1 Сущностная характеристика консолидированного бюджета……….......…....5
1.1 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета РФ….......................................................................................................…...............5
1.2 Общая характеристика формирования доходов и расходов
консолидированного бюджета………………………………….................…......8
1.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в
системе бюджетного федерализма России…………………………………….13
2 Анализ консолидированного бюджета современной России…..……….......17
2.1 Анализ доходов консолидированного бюджета РФ……………..17
2.2 Анализ расходов консолидированного бюджета РФ……………..23
3 Направления совершенствования формирования консолидированного бюджета………….......................................................................................……...32
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ…..32
3.2 Пути решения проблем консолидированного бюджета РФ……..36
Заключение…………......………………………………………………..........….43
Список использованных источников……………………...............................…45

Файлы: 1 файл

Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета _45 стр.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Данные об общем  объеме предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов  Российской Федерации, а также в  разрезе форм их предоставления приведены  в таблице 3.

 

Таблица 3 - Объем предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (млрд. рублей)

Наименование

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2014 год  в  % к

2011 году

закон*)

роспись**)

законопроект

закон

роспись

Межбюджетные  трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации - всего

 

 

1 343,4

 

 

1 426,3

 

 

1 272,8

 

 

1 087,5

 

 

1 019,7

 

 

75,9

 

 

71,5

в % ВВП

2,5

2,7

2,2

1,7

1,4

   

в % общей суммы  расходов федерального бюджета

12,2

12,9

10,1

7,4

7,0

   

в том числе:

             

Дотации

542,5

542,5

498,0

472,1

462,8

85,3

85,3

в % общей суммы  трансфертов

40,4

38,0

39,1

43,4

45,4

   

Субсидии

471,7

509,9

482,9

342,9

280,6

59,5

55,0

в % общей суммы  трансфертов

35,1

35,8

37,9

31,5

27,5

   

Субвенции

281,1

321,3

255,4

233,6

241,4

85,9

75,1

в % общей суммы  трансфертов

20,9

22,5

20,1

21,5

23,7

   

Иные межбюджетные трансферты

48,1

52,6

36,5

38,9

34,9

72,6

66,3

в % общей суммы  трансфертов

3,6

3,7

2,9

3,6

3,4

   

 

*) Федеральный  закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями).

**) Сводная бюджетная  роспись с учетом изменений по состоянию на 1 сентября 2011 года.

 

Анализ приведенных  данных показывает, что по всем формам межбюджетных трансфертов также  в 2012 - 2014 годах предусматривается сокращение расходов федерального бюджета.

Наиболее существенное снижение расходов федерального бюджета проектируется по субсидиям, объем которых в 2014 году составит всего 55 % их объема в 2011 году.

Вместе с  тем следует отметить, что расходы  федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2008 годом снизятся всего на 6,9 %. При этом объем субсидий сократится на 35,6 % и иных межбюджетных трансфертов - на 69,7 %, а объемы дотаций и субвенций увеличатся на 18,5 % и на 57,6 % соответственно.

Общий объем  межбюджетных трансфертов к ВВП ежегодно снижается и составит в 2014 году всего 1,4 % (в 2008 году – 2,7 %, в 2011 году – 2,7 %).

Аналогичная тенденция  прослеживается и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих  расходах федерального бюджета.

Структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году

 

В 2012 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2011 годом не произойдет.

В 2013 – 2014 годах  в связи с уменьшением расходов федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится с 35,8 % в 2011 году до 31,5 % в 2013 году и 27,5 % в 2014 году, а доля дотаций увеличится с 38 % до 43,4 % и 45,4 % и субвенций – с 22,5 % до 21,5 % и 23,7 % соответственно.

При этом увеличивается  доля дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 27,8 % в 2011 году до 31 % в 2012 году, до 36,5 % в 2013 году и до 39 % в 2014 году).

Объем финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты без  учета субвенций) в 2012 году составит 1017,4 млрд. рублей, что на 87,6 млрд. рублей, или на 7,9 % меньше, чем в 2011 году. В последующие два года объем финансовой помощи также снижается: в 2013 году на 163,5 млрд. рублей (на 16,1 %) по сравнению с 2012 годом и в 2014 году на 75,6 млрд. рублей (на 8,9 %) по сравнению 2013 годом.

Законопроектом  предусматривается сокращение в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета финансовой поддержки в виде бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2012 году объем бюджетных кредитов составит 105,0 млрд. рублей, что на 23,6 млрд. рублей, или на 18,4 % меньше, чем в 2011 году (128,6 млрд. рублей).

В 2013 году объем бюджетных кредитов сократится до 52,0 млрд. рублей, в 2014 году – до 20,0 млрд. рублей. Предполагается, что бюджетные кредиты будут предоставляться в основном на сбалансированность региональных бюджетов, в том числе для рефинансирования ранее полученных бюджетных кредитов. В 2012 – 2014 годах существенно увеличивается нагрузка на региональные и местные бюджеты по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов. Общий объем их возврата составляет 350,4 млрд. рублей, в том числе в 2012 году – 150,9 млрд. рублей, в 2013 году - 106,6 млрд. рублей и в 2014  году – 92,9 млрд. рублей.

Структура распределения  указанных межбюджетных трансфертов  в 2011 – 2014 годах по разделам классификации бюджетных расходов приведена в таблице 4.          

В 2012 году на долю межбюджетных трансфертов, предусмотренных  в разделе 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», придется 44,01 %, а на долю межбюджетных трансфертов целевого характера, включенных в другие разделы классификации расходов, – 45,99 % их общего объема. В последующие два года доля межбюджетных трансфертов по разделу 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» увеличится и составит в 2014 году 48,51 %.

 

Таблица 4 - Структура распределения межбюджетных трансфертов в 2011 – 2014 годах (в %)

Наименование  раздела

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

закон *)

законопроект

01 «Общегосударственные вопросы»

0,39

0,28

0,32

0,34

02 «Национальная  оборона»

0,16

0,19

0,22

0,24

03 «Национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность»

 

1,73

 

0,6

 

0,7

 

0,68

04 «Национальная  экономика»

23,22

18,17

18,88

19,31

05 «Жилищно-коммунальное  хозяйство»

3,73

2,57

1,76

0,77

06 «Охрана окружающей  среды»

0,06

0,05

0,06

0,12

07 «Образование»

3,63

7,18

5,99

2,46

08 «Культура,  кинематография»

0,63

0,41

0,34

0,32

09 «Здравоохранение»

6,07

5,88

4,2

3,87

10 «Социальная  политика»

14,89

19,73

20,63

22,71

11 «Физическая культура»

1,67

0,92

0,64

0,67

12 «Средства  массовой информации»

0,01

0,01

0

0

13 «Обслуживание  государственного долга»

0

0

0

0

14 «Межбюджетные  трансферты общего характера  бюджетам субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований»

 

43,81

 

44,01

 

46,26

 

48,51

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0


*) Федеральный  закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями).

 

Доля межбюджетных трансфертов по разделу 10 «Социальная политика»  в общем объеме трансфертов увеличится с 14,89 % в 2011 году до 19,73 % в 2012 году и до 22,7 % в 2014 году. По большинству других разделов классификации расходов доля межбюджетных трансфертов по сравнению с 2011 годом снижается.

 

3 Направления совершенствования формирования консолидированного бюджета

3.1   Проблемы формирования консолидированного  бюджета РФ

Главной проблемой консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является нехватка собственных денежных средств. У большинства субъектов Российской Федерации наибольшую долю доходов занимают безвозмездные перечисления. Так в Российской Федерации число дотационных регионов слишком велико - 70 субъектов из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных. Кроме того в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО – 13, 3%, СЗФО – 4, 5 %, ЮФО – 26,2%, ПФО- 10, 1 %, УФО – 2, 6%, СФО – 18,2%, ДФО – 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.

  Но помимо дотационных субъектов  в РФ насчитывается 13 регионов  – доноров это: Республика  Татарстан, Вологодская область,  Ленинградская область, Липецкая  область, Самарская область, Свердловская  область, Тюменская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало- Ненецкий автономный округ, Пермский край

Бюджет РФ на 2013 г. сформирован Правительством РФ по принципу поиска золотой середины между осуществлением предвыборных обещаний Президента РФ и учетом требований антикризисного бюджета, который прямо противоположен бюджетному посланию Президента.

Учет требований антикризисного бюджета отразился  в следующих подходах Правительства  РФ к формированию бюджета на 2013 г и 2014-2015 г.г.:

- сохранение  устойчивости экономики при колебаниях  цен на нефть на глобальном  рынке путем прогноза цены  на нефть на основе средней  цены за прошедшие 5 лет;

- максимально  возможное выделение бюджетных  средств на социальные нужды и модернизацию экономики в условиях кризисного состояния глобальной экономики.

Доходы бюджета  по вновь принятому правилу исчисляются  из цены нефти 97$ за баррель, а не 110$, как прогнозировалось по старым правилам. При отклонении фактической цены нефти от прогнозируемой по новому правилу сверхплановые доходы будут поступать в резервный фонд. А убытки покрываться из резервного фонда.

Подход Правительства  РФ к формированию бюджета представляется оптимальным, в нем просматривается  стремление найти компромисс между противоположными точками зрения, тем не менее, и сторонники антикризисного бюджета, и Президент РФ подвергли сформированный бюджет резкой критике. К ней при рассмотрении бюджета присоединится критика законодателей, которым предстоит сделать выбор между подходами Правительства и Президента, и отстаивать интересы тех кругов, которые они лоббируют.

Разнообразие  подходов ветвей власти к формированию бюджета вряд ли можно считать  оправданным в условиях наступления  второй волны глобального кризиса, сокращения темпов развития глобальной экономики, массовой безработицы, роста социальной напряженности, поиска путей сокращения дефицита бюджетов развитых стран. Сланцевая революция привела к проблеме постепенного вытеснения России с газового рынка Европы, и может отразиться на значительном снижении цен на нефть, что повлечет снижение золотовалютных запасов России. Поэтому в бюджет заложены реальные, по мнению Правительства, расходы на модернизацию экономики, создание новых рабочих мест, снижение степени зависимости страны от экспорта газа, а также в 4 раза (до 400 млрд. руб.сверх ежегодно резервируемых 100 млрд. руб.) увеличен дополнительный резерв на дотации субъектам федерации при неблагоприятном изменении внешних условий.

Депутаты Госдумы  расходятся во мнениях о правильности увеличения резервного фонда при превышении фактических цен нефти над прогнозируемыми. Одни считают целесообразным направлять их на развитие Сибири и Дальнего Востока, другие опасаются, что отнесение нефтедолларов в резервный фонд, как и в прошлые времена, станет организованным вывозом капитала за рубеж, третьи настаивают на необходимости увеличения резервного фонда для спасения экономики в случае обострения кризиса.

Самым жестким  критиком сформированного Правительством РФ бюджета является Президент РФ В. Путин, т.к. параметры бюджета не обеспечивают выполнение разработанных программ по развитию здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки, науки, технологий и транспортной системы. Кроме того этот бюджет не может обеспечить выполнение поставленных Президентом задач по созданию 25 миллионов рабочих мест с современным обеспечением, достижению 30% наукоемкой продукции в объеме ВВП, увеличению в 1,5 раза производительности труда.

Информация о работе Анализ консолидированного бюджета современной России