Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции……………………………5
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство………………………6
1.3 Структура бюджета…………………………………………………..11
1.4 Принципы бюджетной системы……………………………………..13
Глава 2: ГЛАВА 2. Аналитический раздел. Федеральный бюджет 2010-2012
2.1 Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов……17
2.2 Федеральный бюджет 2010 – 2012 гг……………………………..24
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год……..26
2.4 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга……30
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджет Таценко Анастасии Б-42.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО

«Региональный многопрофильный колледж, г. Ставрополь»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине:«Бюджет Российской Федерации»

                              

 

Тема: «Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации»

Выполнила студентка.

Таценко Анастасия Сергеевна

 

Группа: Б-42       Специальность: 080110.52 «Экономика и бухгалтерский  учет»

 

Руководитель: Пилипенко С. М.

 

 

 

Дата сдачи:______________________

Дата защиты:____________________

 

 

 

Оценка:_________________________

 

 

 

г. Ставрополь, 2011 г.

Содержание

 

Введение

Глава 1: Государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы государства

1.1 Государственный бюджет  и его функции……………………………5

1.2 Бюджетная система и  бюджетное устройство………………………6

1.3 Структура бюджета…………………………………………………..11

1.4 Принципы бюджетной  системы……………………………………..13

Глава 2: ГЛАВА 2. Аналитический раздел. Федеральный бюджет 2010-2012

2.1 Доходы и расходы  бюджета, сбалансированность бюджетов……17

2.2 Федеральный бюджет 2010 – 2012 гг……………………………..24

2.3 Оценка исполнения федерального  бюджета РФ в 2010 год……..26

2.4 Проблемы бюджетного  дефицита и государственного  долга……30

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Ведущую, определяющую  роль в формировании и развитии  экономической структуры любого  современного общества играет  государственное регулирование,  осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять  экономическое и социальное регулирование,  является финансовый механизм - финансовая  система общества, главным звеном  которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой  системы государство образует  централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных  фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

 Таким образом, актуальность  данной темы заключается в  первостепенной важности бюджета  для функционирования национальной  экономики, в его формировании  и исполнении регулирующей роли  в использовании ВВП. 

 Цель работы - исследовать  бюджетное устройство в Российской  Федерации, принципы построения  бюджетной системы и разработка  мероприятий по совершенствованию  бюджетной системы.

 Поставленная цель  предопределила постановку и  решение следующих задач:

- исследовать основные  черты и принципы бюджетного  устройства Российской Федерации;

- рассмотреть принципы  построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования  налоговых и неналоговых поступлений  доходной части бюджетов разных  уровней, а также рассмотреть  расходы бюджетов разных уровней;

- рассмотреть бюджетную  классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные  звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить мероприятия  по совершенствованию бюджетной  системы Российской Федерации.

 Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы государства

 

1.1 Государственный  бюджет и его функции

 

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный  бюджет. Воздействие на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный  бюджет.

Государственный бюджет в  соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет можно  рассматривать с двух позиций: как  экономическую категорию и как  финансовый план.

Основным финансовым планом является государственный бюджет, который  даёт органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых  государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.

Бюджетные отношения как  экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и  основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

1.2 Бюджетная система  и бюджетное устройство

 

Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных  органов власти по составлению, утверждению  и исполнению бюджетов. Также бюджетное  устройство прописывает распределение  доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (статья 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований .


Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

1.3 Структура бюджета

В соответствии с Бюджетным  Кодексом РФ, структура бюджетной  системы нашего государства состоит  из трех уровней:

- 1 уровень составляют  Федеральный Бюджет и государственные  внебюджетные фонды РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами) образуют консолидированный  бюджет Российской Федерации.

- 2 уровень составляют  бюджеты Субъектов федерации  и государственные территориальные  внебюджетные фонды. 

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов  Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации  раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных  обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи  с осуществлением органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  полномочий по предметам ведения  субъектов Российской Федерации  и полномочий по предметам совместного  ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами), образуют консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.

- 3 уровень представляют  местные бюджеты, в том числе  бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских  поселений. 

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования  и расходования денежных средств  для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований, возникающих в связи  с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых  за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  для осуществления отдельных  государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части  бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Информация о работе Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации