Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции……………………………5
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство………………………6
1.3 Структура бюджета…………………………………………………..11
1.4 Принципы бюджетной системы……………………………………..13
Глава 2: ГЛАВА 2. Аналитический раздел. Федеральный бюджет 2010-2012
2.1 Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов……17
2.2 Федеральный бюджет 2010 – 2012 гг……………………………..24
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год……..26
2.4 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга……30
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджет Таценко Анастасии Б-42.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Существуют  два пути получения государственных  займов:

1) государственные займы,  полученные у физических и  юридических лиц путем выпуска  ценных бумаг от имени государства; 

2) кредиты, полученные  у центрального банка и других  кредитных учреждений.

 Увеличение объема  кредитных операций государства  ведет к росту государственного  долга. Государственный долг тесно  связан с налогами. Его погашение,  выплата по нему процентов  осуществляются в значительной  мере за счет налоговых платежей  либо новыми кредитными операциями.

 При чрезвычайных обстоятельствах,  когда получение государственных  займов оказывается затруднительным,  государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется  в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное  регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности  национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через  них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета  обеспечивают государству осуществление  его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.д. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется  экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

 Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

 Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Они включают:

- расходы, предназначенные  для инвестиций в действующие  и вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной  инвестиционной программой;

- расходы, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов  на инвестиционные цели юридическим  лицам; 

- расходы на проведение  капитального ремонта; 

- расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  государственное и муниципальное  имущество. 

 Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете  развития.

 Важное значение имеет  функциональная классификация расходов  бюджета», отражающая сферы общественной  деятельности, в которые направляются  денежные средства. При этом все  расходы подразделяются на следующие  крупные разделы:

1) государственное управление  и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

7) промышленность, энергетика  и строительство;

8) сельское хозяйство  и рыболовство;

9) охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;

10) транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатика;

11) жилищно-коммунальное  хозяйство;

12) образование;

13) здравоохранение и физическая  культура;

14) культура, искусство и  кинематография;

15) средства массовой информации;

16) обслуживание государственного  долга;

17) финансовая помощь бюджетам  других уровней;

18) целевые бюджетные фонды;

19) пополнение государственных  запасов и резервов;

20) социальная политика;

21) прочие расходы.

В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются  существенные недостатки: низкая эффективность  использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

 Основные задачи в области расходов бюджета:

1) обеспечение приоритетного  финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение  задолженности по выплатам населению;

2) расширение государственного  финансирования инвестиций в  приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов  на содержание государственного  аппарата и расходов по управлению  государственным долгом;

4) повышение эффективности  использования бюджетных средств  на национальную оборону на  основе постепенного проведения  военной реформы;

5) уменьшение дотации  на покрытие убытков отдельных  отраслей;

6) сокращение расходов  по отдельным целевым статьям  расходов и целевым программам;

7) концентрация расходов  бюджета на наиболее эффективных  затратах;

8) усиление контроля за  использованием бюджетных средств. 

 Доходы и расходы  бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении  расходов над доходами – должны  быть указаны источники финансирования  дефицита (они различны в зависимости  от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия  дефицита являются различные  кредиты, займы, ссуды, привлекаемые  от российских и зарубежных  юридических лиц, международных  финансовых организаций, правительств  иностранных государств, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заёмщика или гаранта  погашения займов другими заёмщиками.

 

 

 

2.2 Федеральный бюджет 2010 – 2012 гг.

 

Начиная с 2009 г. Правительство РФ приступило к разработке прогнозов на три года и составлению бюджета на очередной год и последующие два года - с ежегодным отдалением "бюджетного горизонта" также на один год.

Такое нововведение позволяет  закрепить намеченные перемены, сдерживает реализацию финансово не обеспеченных инициатив исполнительной и законодательной  ветвей власти в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации были утверждены нормативы  распределения доходов между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Они содержали основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

Произошло изменение структуры  доходов в части их распределения  на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового  трансферта, направляемого на расходы  федерального бюджета, выделение в  составе остатков федерального бюджета  Резервного фонда и Фонда будущих  поколений.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2010-2012 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость  специального режима управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании  устойчивого уровня государственных  расходов и частного потребления  на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний  таких макроэкономических показателей  как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

В среднесрочном периоде  прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 1,5% и увеличение ненефтегазовых доходов на 34,7%. Наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета  без учета нефтегазовых доходов  продолжают занимать налог на прибыль  организаций, налог на добавленную  стоимость и акцизы. Уровень инфляции в 2010 году не должен превысить 7%, в 2011 году - 6,5%, в 2012 году - 6%.

Введение механизма Резервного фонда и Фонда будущих поколений  направлено на сглаживание эффекта  колебаний внешней конъюнктуры. Резервный фонд предназначен для  обеспечения выполнения бюджетных  обязательств в течение трех лет  при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США за баррель.

Значительная часть государственных  непроцентных расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных  государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. По сравнению с 2010 годом значительно увеличены расходы по разделу "Национальная экономика". В целях достижения устойчивого роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения.

 

 

 

 

 

2.3 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год

 

По предварительной оценке федеральный бюджет за январь - декабрь 2010 года исполнен (таблица 1):

  • по доходам - в сумме 9 258,06 млрд. рублей, или 103,3% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее – уточненный прогноз доходов);
  • по кассовому исполнению расходов – 7 560,87 млрд. рублей, или 97,7% к уточненной росписи;
  • профицит – 1 697,19 млрд. рублей;
  • первичный профицит составил 1 849,83 млрд. рублей.

 

Доходы федерального бюджета за январь - декабрь 2010 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов (таблица 2) :

 

 

 

Таблица 1: Оперативная информация об основных характеристиках федерального бюджета за 2010 год.

 

Утверждено Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с изменениями)

Уточненная роспись (для  доходов и источников - прогноз поступлений на 2010 год)

Кассовые исполнения за:

% кассового исполнения  к:

январь-декабрь

годовым бюдж. назначениям

уточненной росписи

ДОХОДЫ

8 965 735,6

8 965 735,6

9 258 061,0

103,3

103,3

РАСХОДЫ

7 021 926,9

7 737 812,8

7 560 873,5

107,7

97,7

Процентные расходы

187 855,0

157 355,0

152 641,4

81,3

97,0

Непроцентные расходы

6 834 071,9

7 580 457,8

7 408 232,1

108,4

97,7

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

1 943 808,7

1 227 922,8

697 187,5

   

 

Таблица 2: Оперативная информация об объёмах поступлений доходов Федерального Бюджета за 2010 год.

 

Прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на 2010 год

Кассовое исполнение за:

% кассового исполнения

9 месяцев

октябрь

ноябрь

декабрь

январь-декабрь

Налоги и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой  службой

4012794,1

3225464,7

437648

203693,6

205994,4

4072800,7

101,495382

Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой

4611754,7

3530038,1

470065,6

347135,1

337077,3

4684316,1

101,5734011

Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом

59045,9

46676,2

2602,7

2090,6

27778,3

79147,8

134,0445315

Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами

282 140,9

353 538,0

26 746,6

17 655,5

23 856,3

421 796,4

149,5

ИТОГО ДОХОДОВ

8965735,6

7 155717,0

937062,9

570574,8

594706,3

9 258061,0

103,3

Информация о работе Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации