Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство.
Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном

Содержание работы

1. Содержание бюджетной политики
2. Бюджетная политика на разных этапах развития России
3. Особенности бюджетной политики
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по расходам.docx

— 80.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

Азовский институт экономики и права

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету: «Расходы бюджета»

 

Тема: «Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ» 

Курсовая  работа

Студентки 3 курса

Заочной формы обучения 532гр.

Варавина С.Г. 
 

Научный руководитель:

к.э.н., доц.

Богославцева Л.В. 

Дата сдачи  курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

г. Азов

2012год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание  бюджетной политики
3
  1. Бюджетная политика на разных этапах развития России
15
  1. Особенности бюджетной политики
28
Список  используемой литературы 40
   
   
   

 
  1. Содержание  бюджетной политики

     Бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.

     Бюджетная политика предполагает стимулирующую  роль бюджетов, их фондов, активное воздействие  на производство.

     Её  эффективность зависит от всестороннего  учета интересов, система которых  складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости.

     Бюджетная политика имеет дело с государственными доходами и расходами.

     Бюджетная политика Российской  Федерации является системой использования бюджетных отношений, принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

     Она включает стратегию и тактику  формирования и регулирования бюджетных  отношений.

     Бюджетная стратегия - это набор методов, с  помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно  реализовать в ходе осуществления  бюджетного процесса на практике.

     Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование  перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений  бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

     Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

     Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки.1

     Тактика развития и совершенствования бюджетных  отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности  бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики  и сложившегося бюджетного федерализма.

     Большое значение в реализации тактических  мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма  его функционирования.

     Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

     В основе бюджетной политики лежит  ряд принципов:

  • бюджетная политика является органической частью общей экономической политики государства;
  • предполагает сбалансированность экономики;
  • обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;
  • носит плановый и социальный характер.

     Основными направлениями современной бюджетной  политики государства является проведение бюджетной реформы, которая предусматривает: 1)формирование бюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньев бюджетной системы;

     2) упрочение системы межбюджетных  отношений;

     3) укрепление доходной базы региональных  и местных бюджетов;

     4)государственная  поддержка экономики посредством  проведения льготной налоговой  и кредитной политики, а также  прямых бюджетных ассигнований;

     5) повышение эффективности использования  средств направляемых на социальные  нужды.

     Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Центробанка РФ, контрольно-счетной  палаты РФ и субъектов Р.Ф.

     Концепция бюджетной политики разрабатывается  одновременно с проектом прогноза социально-экономической  политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

     Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

     При этом обоснованность выдвигаемых мер  и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

     В разработке бюджетной политики участвуют  законодательные (представительные) и  исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней  власти различаются в разных странах  в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся  принципов разграничения полномочий и т.п.

     Специфика конституционного строя современной  России обусловила то, что приоритет  в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который  определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию. Именно Бюджетное  послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной  политики, которые должны соответствовать  общим целям и задачам экономической  и социальной политики государства.2/15, с. 56-68/

     Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства. Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям, как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы – удовлетворению общественных потребностей.

     Составными  частями бюджетной политики выступают:

     1. Фискальная, или налоговая, политика, которая сталкивает интересы  госаппарата, собственников, предпринимателей  и наемных работников. Это предполагает  выбор фискального курса, принципов  налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов; обложение экономических субъектов согласно их платежеспособности; обложение согласно взаимной выгоды плательщиков и государства; принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

     2. Инвестиционная политика. Она охватывает  комплекс проблем, среди которых соотношение: реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития; интересов различных субъектов-потребителей, т. е. определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.; обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

     В Бюджетном послании Президента.3 Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена  на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата. Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4%.

     Внесены изменения в налоговое законодательство РФ, направленные на осуществление  инноваций, расширена поддержка  исследований и разработок, ведется плановая работа по модернизации и техническому развитию экономики России.

     Средний размер пенсий за 2010 год вырос почти  на 23%, а за 2011 год увеличен более  чем на 9%. Были проиндексированы социальные пособия.

     В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем более 120 тысяч ветеранов  ВОВ.

     В 2010 году была принята и начала реализовываться  Программа Правительства РФ по повышению  эффективности бюджетных расходов на период 2012 года.

     Начался переход на программный принцип  формирования федерального бюджета. Правительством РФ утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

     Работодатели  в 2010 году не только более активно  нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2010 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2010 году составила 21 193 рубля. (Рисунок1)

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2010 году против 69,5% в 2009 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2010 году (14,1% в 2009 году).

     По  итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а  реальных располагаемых доходов  населения  – на 1,5%.

     В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения  в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем  на 4,6% в год.

     

     Рисунок 1

     В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей. Бюджетная политика охватывает политику в области доходов и расходов бюджета.

      Основная  часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями  по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и  налогу на прибыль организаций (3%).

      Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 14:

      Таблица 1

Прогноз доходов федерального бюджета

Информация о работе Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ