Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство.
Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном

Содержание работы

1. Содержание бюджетной политики
2. Бюджетная политика на разных этапах развития России
3. Особенности бюджетной политики
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по расходам.docx

— 80.61 Кб (Скачать файл)

  1. Особенности  бюджетной политики в современных условиях

Основные  подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы 

   В Современных условиях бюджетная  политика направлена на преодоление  последствий системного кризиса  и стабилизации в первую очередь  социально-экономической ситуации.  Наиболее актуальными задачами бюджетной  политики являются:

  • Повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий: их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
  • Стабилизация уровня жизни населения, создание во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной  части населения, предотвращение обнищания населения и  минимизация негативных последствий безработицы;
  • Оказание помощи населению регионов, попавших в  кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и др.;
  • Выравнивание условий социально-экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов,  которые имеют важное  стратегическое значение;
  • Стабилизация работы экономического сектора как главного  элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
  • Централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства РФ с целью оперативного устранения  негативных последствий;
  • Обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
  • Погашение задолженности бюджетными организациями и другим получателям бюджетных средств;
  • Реструктуризация государственных долгов, инвентаризация  внешних и внутренних заимствований и результатов их использования;
  • Принятие мер по перечислению дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
  • Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • Повышение роли бюджета развития РФ как источника  государственной политики и т.д.12

     В ближайшие годы в России должны быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени  на частной  инициатива, постоянных инноваций, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

     Россия  не может позволить себе иметь  хронический дефицит бюджета  и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную  экономику  в зависимость от внешних условий  и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.

     Президент России в Бюджетном послании  о бюджетной политике в 2012-2014 годах  выделил основные цели и задачи бюджетной политики:

     Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной  стратегии развития страны.

     Не  позднее 2012 года утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию  долгосрочного развития России и  увязанную с ней бюджетную  стратегию.  В них должны найти  комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

     Начать  полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации  деятельности исполнительной власти, и соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том  числе утвердить основные государственные программы бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.

     Второе. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

     При формировании Федерального  бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов необходимо обеспечить создание предпосылок для введения указанных  правил, предусмотрев стабилизацию и  последующее снижение дефицита федерального бюджета.

     Третье. На 2012-2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные  фонды   с 34 до 30 %, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 %.

В 2012 году необходимо подготовить комплексные  предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного  социального страхования.

Четвёртое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.

Требуется повысить роль налогов, взимаемых с  компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной  и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для  ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы  налогообложения малого предпринимательства.

Пятое. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

Должно  быть предусмотрено необходимое  финансирование для обеспечения  всех принятых обязательств, в том  числе для реформирования денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов  внутренних дел, повышения пенсий и  социальных пособий, модернизации здравоохранения  и образования.

В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать  увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной  собственности.

Шестое. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.

     1 января 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.

Необходимо  развитие конкуренции в сфере  предоставления социальных услуг, в  том числе за счёт привлечения  к их оказанию негосударственных  организаций, прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций.

Седьмое. Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.

Цель  этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Восьмое. Требует кардинальной перестройки система государственных закупок. Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду. Таковой должна стать федеральная контрактная система, поручение по созданию которой было дано в конце прошлого года. Следует сформировать механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учётом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надёжный мониторинг их исполнения. В этой работе необходимо, наконец, полноценно учесть особенности сложной и инновационной продукции, работ и услуг, в том числе связанных с научными исследованиями. Использование неформализованных критериев при проведении конкурсных процедур должно сопровождаться обеспечением их максимальной открытости. При этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.

Необходимо  рассмотреть вопрос о расширении практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих  за пределы финансового года. Но должна быть повышена и ответственность  государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных (муниципальных) контрактов.

Кроме того, значимая для государства сфера  закупок – это не только закупки непосредственно для нужд государства, но и для государственного сектора экономики. Это та сфера, где государство должно как инициировать спрос, так и стимулировать создание и развитие наукоёмких и эффективных производств, в том числе с использованием мер бюджетной политики.

В целях повышения эффективности  расходов при осуществлении закупок  товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным  участием необходимо соответствующим  образом сформировать процедуры  их закупочной деятельности с учётом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.

Девятое. Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Следует обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли  российской экономики, в том числе  в инновационные проекты в  энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.

Одиннадцатое. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Созданные решением Президента Российской Федерации рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по финансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям должны подготовить до конца текущего года предложения, предусматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости нужно внести изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.

Двенадцатое. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.

Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение  «базовых» объемов бюджетных  ассигнований на 2012-2013 годы на  основе утвержденных Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение  «базового» объема бюджетных  ассигнований на 2014 год, исходя  из необходимости финансового  обеспечения длящихся расходных  обязательств;

3) уточнение  базовых объемов бюджетных ассигнований  на 2012 – 2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового обеспечения  полиции на федеральный бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских  служащих,  с 1 апреля 2012 года на 6% денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих  от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для  обучающихся в федеральных учебных  заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных нормативных  и приравненных к ним обязательств;

– компенсации  выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов с учетом снижения  на 2012-2013 годы тарифов страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%,  а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных  организаций и организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной  облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);

Информация о работе Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ