Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
- рассмотреть влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджетной политики: понятие, принципы, классификация……4
Проблемы бюджетной политики…………………………………………….10
Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия……………………………………………………………………12
Бюджетное послание президента на 2011г. и плановый период 2012 и 2013гг………………………………………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………….....…..35
Список использованной литературы…………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.04 Кб (Скачать файл)

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:

  • - реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • - ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • - жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • - увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • - усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. Политика государства - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения.

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы бюджетной  политики.

 

Современной российской бюджетной  политике приходится решать ряд важных проблем.

Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и  запретительного налогообложения  по реализации организациями на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости  и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

Во-вторых, предстоит кардинально  изменить существующее положение, при  котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются  дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением  государственных функций.

В-третьих, с учетом приоритетного  финансирования выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и  погашения части задолженности  по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять  с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать  сокращения объемов текущих поступлений  налоговых платежей в денежной форме  в федеральный бюджет.

В-четвертых, Правительство  РФ предполагает изменить объемы и  механизм финансирования аппаратов  государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных  сумм для решения функциональных задач фондов.

В-пятых, в целях рационального  управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных  счетах важно централизовать все  доходы и средства федерального бюджета  на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету  федерального казначейства. Это обеспечит строго целевое использование средств бюджетных фондов.

В-шестых, назрела ревизия  федеральных целевых программ с  целью уточнения и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации.

В-седьмых, важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, вытеснить  нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.

В-восьмых, необходима единая система мониторинга и управления государственным долгом, включая  внешние займы субъектов РФ и  органов местного самоуправления. Предстоит  также разработать и принять  программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее  нормативов, при несоблюдении которых  выпуск долговых обязательств будет  автоматически приостанавливаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия

 

Государственное регулирование  экономики можно определить, как  комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных  последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп  населения, создание предпосылок к  созданию эффективного рынка.

Но не всегда роль государства  должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к  исключительной прерогативе государства  и никогда не могут быть выполнены  иным, кроме него. Так, ряд важнейших  регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:

  • - научно-технический прогресс;
  • - структурная перестройка экономики;
  • - социальная политика;
  • - проблемы экологии и т.д.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Однако все  это множество охватывают 2 основные формы регулирования:

  • - прямое через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • - косвенное с помощью различных мер (инструментов) экономической политики (налоговой, кредитной, денежной, амортизационной и др.).

Прямая форма вмешательства  государства в экономику может  быть представлена следующими взаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.

Методы государственного регулирования экономики:

  1. прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;
  2. программно-целевые методы, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развития приоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;
  3. методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;
  4. государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий.

Все вышеперечисленные методы называются административными методами государственного регулирования экономики.

Наиболее существенной группой  в совокупности данных медов является прямое государственное (бюджетное) финансирование. Оно включает в себя выделение  бюджетных инвестиций, субвенций, дотаций, субсидий предприятиям и территориям.

Субвенция (от лат. subvenire - «приходить на помощь) представляет собой форму финансового пособия государства для санирования (оздоровления, поддержки) предприятий в периоды экономических кризисов.

Дотация (от лат. dotatio - «дар») - денежные ассигнования из госбюджета предприятиям и организациям для возмещения потерь при производстве и реализации продукции по ценам не покрывающим издержки производства и не приносящим определенного размера прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т.д.).

Государство может оказывать  финансовую помощь фирмам отраслям и  даже целым территориям также  в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.

Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов  в том, что эти средства предоставляются  государством бесплатно и безвозвратно.

Программно-целевые методы регулирования экономики находят свое проявление в разработке целевых комплексных программ. Целевыми программами называются потому, что все их задания и мероприятия, выделяемые ресурсы подчинены достижению определенных конкретных целей. Комплексность программ означает, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского характера для достижения поставленных целей.

По содержанию целевые  комплексные программы подразделяются на ряд типов:

  • - социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня и т.д. (Продовольственная программа, комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и др.);
  • - научно-технические, предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии);
  • - производственно-экономические, нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств (Программа развития топливно-энергетических отраслей, программа развития транспорта);
  • - территориально-региональные, в которых предусматривается комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России);
  • - экологические, разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС);
  • - организационно-хозяйственные, цель которых заключается в совершенствовании организации управления хозяйственными системами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления).

Особое значение среди  прямых методов госрегулирования отводится  госзаказу, а также квотированию и лицензированию продукции.

Госзаказ - это своеобразная форма финансирования деятельности фирм и предприятий. Государство  делает заказ фирме на ту или иную продукцию и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме  вагоны или локомотивы и закупить «для себя» всю партию. Государство  здесь финансирует затраты, а  заранее обеспечивает фирме доход  продажи товаров.

Большая часть госзаказов размещается, как правило, в отраслях военной промышленности. Но есть и  другие цели использования их государством. Так, госзаказы выдаются фирмам, которые  производят новые, еще не известные потребителям, виды продукции. Гарантия сбыта по твердым ценам в этом случае является для фирм-производителей финансовой поддержкой: со стороны государства и облегчает им период «привыкания» носителей к новой продукции.

Госзаказы используются при  решении таких важных социальных, научно-технических и экономических  проблем, которые требуют крупных  первоначальных капитальных вложений, большего финансового и научно-технического риска.

Квотирование - это метод  регулирования экспортных и импортных  операций путем установления на определенный период количественных ограничений  объема вывоза и ввоза товаров  в натуральном или стоимостном  выражении.

Лицензирование экспорта и импорта - эта система государственного контроля и регулирования экспортных и импортных операции путем установления строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.

Государственное предпринимательство  как метод прямого госрегулирования сводится к управлению хозяйственной, экономической и социальной деятельностью  государственных предприятии. В отличие от частного целью государственного предпринимательства не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих ставятся и социально-экономические задачи: обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная структурная перестройка производства, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Данный метод способствует решению различных проблем общегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могут реализоваться механизмом частного предпринимательства.

Государственное предпринимательство  выполняет функцию поддержания  благоприятных общих условий  функционирования общественного воспроизводства  и, следовательно, может противопоставляться  частному. Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру  рыночной экономики.

Информация о работе Бюджетная политика государства