Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
- рассмотреть влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджетной политики: понятие, принципы, классификация……4
Проблемы бюджетной политики…………………………………………….10
Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия……………………………………………………………………12
Бюджетное послание президента на 2011г. и плановый период 2012 и 2013гг………………………………………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………….....…..35
Список использованной литературы…………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.04 Кб (Скачать файл)

Кроме прямых инструментов государство использует в своей  практике и косвенные методы финансового  и налогового кредитно-денежного  регулирования. Они опираются в  основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические  интересы.

Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:

  • - НДФЛ;
  • - налог на прибыль организаций;
  • - водный налог;
  • - земельный налог;
  • -налог на имущество физических лиц;
  • - налог на имущество организаций;
  • - сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • - государственная пошлина;
  • -транспортный налог;
  • - налог на игорный бизнес;
  • - ЕСН;
  • - НДПИ;
  • - налог на развитие сельского хозяйства.

Косвенные налоги - налоги па определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. К ним относятся:

  • - НДС;
  • - акцизы.

Налоги, как правило, поступают  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетные фонды. Но их значение выходит далеко за пределы обеспечения  государственных органов финансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим  средством огосударствления национального  дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.

Налоги выступают в  роли одного из рычагов регулирования  экономической активности. Манипулируя  налогами па прибыль, государство оказывает  весьма ощутимое влияние на процесс  накопления капитала. Примером может  служить налоговый механизм так  называемой ускоренной амортизации, при  котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять  в амортизационный фонд суммы, значительно  превышающие действительный износ  основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и сумма уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики.

Кредитно-денежная политика государства. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Кредитно-денежная политика государства - это метод государственного регулирования экономики, реализуемый  через воздействие центрального банка на резервы коммерческих банков, ставки банковских кредитов и т.д., т.е. через контроль за предложением денег. Ее основная цель состоит в помощи экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения совокупных расходов и ограничение предложения денег во время инфляции.

Выбор методов государственного воздействия на структурные процессы, их ранжирование и рациональное сочетание  должны производиться исходя из целей  соответствующего этапа структурных  преобразований и текущей экономической  ситуации.

 

Таблица 1

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы млрд. рублей

Показатель

Отчет

2010 год

Прогноз

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

%% к ВВП

23,3

23,4

22,4

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,4

6,9

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,0

9,3

9,1

9,2

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

48,1

46,5

44,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

51,9

53,5

55,2

57,0

Расходы, всего

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно  утверждаемые

           

271,1

587,5

%% к общему объему расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/

профицит

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

- 13,7

- 11,6

- 10,5

- 9,8


 

 

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением  в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП. 

Таблица 2

Динамика доходов федерального бюджета млрд., руб.

Показатель

2010 год

     2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего (млрд. рублей)

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

3 744,3

4 003,0

258,7

4 088,1

85,1

4 295,0

206,9

Ненефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

4 039,5

4 614,8

575,3

5 043,6

428,8

5 688,9

645,3

Темпы прироста доходов к  предыдущему году, %

   

10,7

 

6,0

 

9,3

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

   

6,9

 

2,1

 

5,1

Ненефтегазовые доходы

   

14,2

 

9,3

 

12,8

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

 

100,0

 

100,0

 

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

48,1

46,5

- 1,6

44,8

- 1,7

43,0

- 1,8

Ненефтегазовые доходы

51,9

53,5

1,6

55,2

1,7

57,0

1,8



Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами  роста ВВП, а также снижением  курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи и экспорта нефти.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Таблица 3

Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

%% к ВВП

17,3

17,4

 

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2 428,6

1 767,3

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

52,3

%% к ВВП

5,4

3,6

 

3,1

 

2,9

 

Расходы(предельный объем)

10 212,4

10 385,1

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

904,5

%% к ВВП

22,7

20,9

 

19,6

 

19,0

 

в том числе условно  утверждаемые

         

271,1

587,5

%% к общему объему расходов

         

2,5

5,0


 

Прогнозируемые объемы доходов  федерального бюджета и целевые  ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП  в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (

 

 

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета млрд., руб.

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему  году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном  выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном  выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


 

Дефицит федерального бюджета  в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной  собственности, и государственных  заимствований, в 2012 и 2013 годах –  за счет средств от приватизации федеральной  собственности и государственных  заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

 

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах.

I. Основные итоги  бюджетной политики в 2009 году  и в начале 2010 года.

Экономическая ситуация в  стране за время, прошедшее со времени  подготовки Бюджетного послания о бюджетной  политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось  сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических  условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий  граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать  уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность  сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение.

Кризис высветил главную  проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к колебаниям на мировых  рынках, вообще к изменениям мировой  экономической конъюнктуры. Экономика  страны по-прежнему зависима от конъюнктуры  сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные  условия и стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики  и производств, выпускающих продукцию  с высокой долей добавленной  стоимости, для реализации инновационных  проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической  системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий  спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Информация о работе Бюджетная политика государства