Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение роли бюджетной политики России в ее экономическом росте.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и задачи бюджетной политики России;
2. Проанализировать доходную часть бюджетов бюджетной системы России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Бюджетная политика России…………..……………………….…5
1.1. Сущность и задачи бюджетной политики России……………….5
1.2. Бюджетная политика в ходе экономического цикла……………..9
1.3. Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ реализации бюджетной политики в 2010-2013гг…….12
2.1. Оценка доходной части Федерального бюджета, бюджета Пермского края и бюджета города Перми…………..……………………….12
2.2. Анализ расходной части бюджетов бюджетной системы России……………………………………………………………..…………….16
2.3. Роль бюджетной политики в экономическом росте России…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….............………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 158.45 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»


Рег. №   

Дата    

Подпись   

 

 

Бюджетная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны»

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы Ф–12

Специальности 080109 «Финансы»

Чухниной Ксении Андреевны

 

Руководитель: Главатских Ирина Николаевна

 

Дата проверки:     

Оценка:      

Подпись:      

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ – 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Бюджетная политика России…………..……………………….…5

            1.1. Сущность и задачи бюджетной  политики России……………….5

             1.2. Бюджетная политика в ходе  экономического цикла……………..9

            1.3. Влияние бюджетной политики  государства на финансовую политику…………………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. Анализ реализации бюджетной политики в 2010-2013гг…….12

            2.1. Оценка доходной части Федерального  бюджета, бюджета Пермского края  и бюджета города Перми…………..……………………….12

            2.2. Анализ расходной части бюджетов  бюджетной системы России……………………………………………………………..…………….16

            2.3. Роль бюджетной политики в  экономическом росте России…….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….............………..29

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Поскольку наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли бюджетной политики России в ее экономическом росте.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть  сущность и задачи бюджетной  политики России;

2. Проанализировать  доходную часть бюджетов бюджетной  системы России;

3. Проанализировать  расходную часть бюджетов бюджетной  системы России;

4. Рассмотреть  роль бюджетной политики в  экономическом росте страны.

Объектом курсовой работы является бюджет и бюджетная политика России.

Предметом данной курсовой работы является бюджетная политика страны и ее роль в экономическом росте.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

1.1. Сущность и задачи бюджетной  политики России

Под бюджетной политикой государства понимается комплекс мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, обеспечивающий бюджет страны денежными средствами выполнения своих функций.[4, c. 10]

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.[6, c.145]

В Российской Федерации в течение десятилетий реформ сложился механизм бюджетных взаимоотношений органов власти различного уровня, принципиально отличный от существовавшего ранее. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных отношений до сих пор мало коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.

Главными задачами реформирования межбюджетных отношений в РФ на современном этапе являются формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющие органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Эта система должна обеспечивать экономическую эффективность, бюджетную ответственность, социальную справедливость, политическую консолидацию и территориальную интеграцию.[10]

Для оптимизации системы межбюджетных отношений на региональном уровне необходимо осуществить следующие мероприятия:[9, c.125]

- четко разграничить расходные полномочия между региональным и местным уровнем;

- разграничить доходы между региональным и местным уровнем;

- закрепить на долгосрочной основе единые нормативы отчислений от регулирующих налогов за всеми муниципальными образованиями;

- осуществлять целевое финансирование переданных полномочий (мандатов) через субвенции;

- формализовать процесс распределения финансовой помощи;

- установить четкую последовательность этапов принятия решений;

- использовать единую методику расчета трансфертов, закрепленную региональным законодательством.

Наиболее остро стоит задача оптимизации бюджетных расходов.

На сегодняшний день приходится констатировать неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части расходов регионального и муниципального уровней. Необходима инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств. Исполнительная и законодательная власти должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами и сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых задач.

Для этого следует:[9, c.127]

- провести полномасштабную инвентаризацию бюджетной сети и проверку финансовой деятельности бюджетополучателей;

- упорядочить систему финансирования бюджетных учреждений;

- установить жесткие, экономически обоснованные лимиты расходов;

- рассчитать минимальные стандарты функционирования расходов.

Важно создать эффективную систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов – как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.

Большое внимание сегодня уделяется проблеме перевода бюджетных учреждений социальной сферы из режима бюджетного содержания на условия нормативного финансирования. Основным тезисом перехода является такой режим выделения финансовых ресурсов, при котором бюджетные средства выделяются строго в расчете на одного человека. Для учреждений здравоохранения таким нормативом затрат должно быть посещение поликлиники и 1 койко-день в стационаре. Причем, величины эти следует определять до начала процесса финансирования.

Комплекс неотложных мер должен быть разработан и реализован в сфере коммунального хозяйства по содержанию, эксплуатации и модернизации основных фондов, оптимизации тарифной политики, упорядочению расчетов, внедрению ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Конечной целью указанных мероприятий должны стать поэтапное снижение убыточности предприятий коммунальной сферы, переход к самоокупаемости и увеличению инвестиций в ее развитие.

Четкая зависимость от конечных результатов даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Для решения этой задачи нужна отлаженная система предоставления адресных жилищных субсидий.

В целом бюджетная политика государства должна быть направлена на оптимизацию межбюджетных отношений, эффективность налоговой системы и бюджетных доходов, рациональность бюджетных расходов.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).[12]

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.[6, c. 156]

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:[10]

-  концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

-  снижение налоговой нагрузки на экономику;

-  упорядочивание государственных обязательств;

-  создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

-  реалистичности, т. е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

-  ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

-  жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

-  увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

Информация о работе Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны