Бюджетная система: понятие и модели построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Задачи :
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть модели ее построения

Содержание работы

Введение…………………………………………………..3
Глава 1. Основы бюджетной системы………………..4-10
1.1 Сущность бюджетной системы………………………4-5
1.2Субъекты бюджетной системы………………………..6-8
1.3 Модели построения бюджетной системы……………8-10
Глава 2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1 Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2012 г
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Национальный  Исследовательский Ядерный Университет

Московский Инженерно-физический Институт

Факультет Управления и экономики  высоких технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Финансы

Тема: «Бюджетная система: понятие  и модели построения »

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: Шведова Екатерина

                                                                        Группа У 06-100

 Проверила:  Усман Е.В.

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………..3

Глава 1. Основы бюджетной системы………………..4-10

1.1 Сущность бюджетной системы………………………4-5

1.2Субъекты бюджетной  системы………………………..6-8

1.3 Модели построения  бюджетной системы……………8-10

Глава 2. Характеристика отдельных звеньев  бюджетной системы

2.1 Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации

2.2 Федеральный  бюджет Российской Федерации  за 2012 г

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Таким образом, актуальность данной темы заключается  в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

Задачи :

- исследовать  основные черты и принципы  бюджетного устройства Российской  Федерации;

- рассмотреть  принципы построения бюджетной  системы;

- рассмотреть модели ее построения;

- исследовать  отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации  и ее бюджетное устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы бюджетной системы

1.1 Сущность  бюджетной системы

Центральное место  в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек).

Бюджет необходим  каждому государству для удовлетворения его потребностей в денежных ресурсах, служащих выполнением политических, социальных и экономических функций государства. 

С помощью бюджета  государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, проведения социальных мероприятий, реализации экономических задач, то есть для выполнения государством возложенных на него функций. 
Следует обратить внимание на применение термина «бюджет» в законах и экономической литературе. Данный термин одновременно используется для обозначения различных по своей природе объектов:

  1. как отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций.
  2. как основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона
  3. как основной централизованный фонд денежных средств.

То есть авторы дают собственное определение и  соответствующий термин, однако никто не называет финансами одновременно документ и финансовые ресурсы.

Исходя из сказанного, «бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже  с давних пор использовали термины «роспись государственных доходов и расходов», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном  процессе:

  1. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например, из промышленности в сельское хозяйство.
  2. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. 
  3. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Субъекты бюджетной системы

 

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового  контроля являются:

- счетная палата  Российской Федерации;

-контрольные  и финансовые органы исполнительной  власти;

-контрольные  органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской  Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент  Российской Федерации;

2) органы законодательной  (представительной) власти;

3) органы исполнительной  власти (высшие должностные лица  субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4) органы денежно-кредитного регулирования;

5) органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

6) государственные  внебюджетные фонды;

7) главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

8) иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Порядок и сроки составления  проектов бюджетов:

1. Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета  и проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

Согласование показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законом (решением) о бюджете  устанавливаются:

- перечень главных  администраторов доходов бюджета;

- перечень главных  администраторов источников финансирования  дефицита бюджета;

- объем межбюджетных трансфертов,  получаемых из других бюджетов  и (или) предоставляемых другим  бюджетам бюджетной системы Российской  Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

- верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга  и (или) государственного внешнего  долга по состоянию на 1 января  года, следующего за очередным финансовым годом;

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Секретные статьи федерального бюджета1:

1. Секретные статьи  федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.

2. Принятие специальных  секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Модели  построения бюджетной системы

От формы  государственного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные и федеративные.  

Унитарное государство (единое) - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной автономии. В стране осуществляется централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами. Этой системе соответствует высокая степень централизации бюджетных средств и отсутствие бюджетных прав у нижестоящих органов власти.

Бюджетная система унитарного государства состоит из 2-х звеньев: 
     1. государственный бюджет;

  1. многочисленные местные бюджеты. Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. 

Федеративное  государство (объединенное) - это форма государственного устройства, при которой административно - территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций (Германия, Бельгия, Бразилия, Австрия, РФ, Канада, США). В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

  1. федеративный бюджет или бюджет центрального правительства;
  2. бюджеты административно - территориальных образований или членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субъектов в РФ);
  3. местные бюджеты.

Федеративной  бюджетной системе присуще высокая  степень самостоятельности административно - территориальных бюджетов при соблюдении общих государственных интересов. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеративный бюджет. 

Разновидностью федеративных государств является конфедеративное государство (союзное)- это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. 
         Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы

2.1 Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии с БК РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На данный момент в РФ: республиканские бюджеты в составе РФ, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

    Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Утверждаются  бюджеты ежегодно и действуют  в течение финансового года. В  России финансовый год совпадает с календарным годом. 
        Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В БК РФ дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета. 
         Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятие «консолидированный бюджет РФ». 

Информация о работе Бюджетная система: понятие и модели построения