Бюджетная система: понятие и модели построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Задачи :
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть модели ее построения

Содержание работы

Введение…………………………………………………..3
Глава 1. Основы бюджетной системы………………..4-10
1.1 Сущность бюджетной системы………………………4-5
1.2Субъекты бюджетной системы………………………..6-8
1.3 Модели построения бюджетной системы……………8-10
Глава 2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1 Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2012 г
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

                   Понятие и классификация расходов бюджетов РФ

         Бюджетный кодекс РФ выделяет формы расходов бюджета. 
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: 
1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений (бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

2. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

  1. трансфертов населению (это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
  2. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  3. ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  4. бюджетных кредитов юридическим лицам (бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах);
  5. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  6. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  7. межбюджетных трансфертов (межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации);
  8. кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  9. кредитов иностранным государствам;
  10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Доходы и  расходы бюджета находят свое отражение в бюджетной росписи. 
         Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. 
        Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета. В случае равенства расходов доходам бюджет считается сбалансированным. 

 Понятие  и классификация доходов бюджетов  РФ

 Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. 
          К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам  относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  4. иные неналоговые доходы.

          К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

  1. финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе; 
субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

  1. субвенций из Федерального фонда компенсаций или из региональных фондов компенсаций;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

  1. субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  2. безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований;
  3. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений. 

По порядку  и условиям зачисления в составе  доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. 
Доходы и расходы бюджета находят свое отражение в бюджетной росписи. 
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета. В случае равенства расходов доходам бюджет считается сбалансированным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Федеральный  бюджет Российской Федерации  за 2012 г

Государственный бюджет РФ за 2012 год

Бюджет на 2012 год был  спланирован исходя из роста ВВП  в 2012г. на 4.2%, инфляции в 5,0 – 6,0%, цены на нефть марки «Urals» в  110,5$ за баррель и среднегодового курса доллара в размере 31,5 рубля за доллар.

Доходы бюджета  в 2012 г. составили 12 трлн 858,29 млрд руб. (99,6% от объема доходов, утвержденных законом  о бюджете на год).  
Федеральная налоговая служба (ФНС) в 2012 г. перечислила в федеральный бюджет 5 трлн 160,12 млрд руб. (100,2% к прогнозному показателю доходов на 2012 г.). 

Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в бюджет 6 трлн 484,31 млрд руб. (98,9% к прогнозному  показателю на год). Росимущество принесло в бюджет 230,51 млрд руб. (102%). 

Другие федеральные  органы перечислили в федеральный бюджет в 2012 г. 983,35 млрд руб. (100,2% к прогнозному показателю доходов на год). 

Совокупный  объем Резервного фонда в рублевом выражении на 1 января 2013 г. составил 1 трлн 885,68 млрд руб. За год объем фонда увеличился на 1 трлн 74,16 млрд руб. 

Совокупный  объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом выражении на 1 января 2013 г. составил 2 трлн 690,63 млрд руб. За год объем фонда уменьшился на 103,8 млрд руб. .

Расходы бюджета  в 2012 г. Составили 12,871 триллиона. (99,3% от объема расходов, утвержденных законом о бюджете на год). . Нефтегазовые доходы бюджета в прошлом году составили 6 трлн 452,93 млрд руб. (50,2% от общего объема доходов за год), прочие доходы - 6 трлн 405,36 млрд руб. (49,8%). 

Дефицит федерального бюджета 2012 года составил 12,8 миллиарда  рублей, или 0,02 процента ВВП.

Примечательно, что бюджет не исполнен до конца  ни по расходам, ни по доходам - по доходам  он составил 99,6 процента от плана, по расходам - 99,3 процента от плана.

Согласно утвержденному  в конце 2012 года бюджету на следующие 12 месяцев, доходы бюджета составят 12,87 триллиона рублей, расходы - 13,39 триллиона. Таким образом, дефицит составит 521 миллиард рублей, или 0,8 процента ВВП.

При этом не исключено, что из-за колебаний цен на нефть  на мировом рынке прогноз по дефициту будет изменен в ту или иную сторону. Так, в бюджете-2012 изначально говорилось, что дефицит составит полтора процента ВВП.

 

Объем ВВП в денежном выражении в 2012 г. составил 61 трлн 149,3 млрд руб. 

В 2012–2014 годах  рост инвестиций в основной капитал  в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций  обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях.

   2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

В 2012–2014 годах  ожидается прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год.

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 1):

Основная часть  прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Прогноз доходов  федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 2

На 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП и его снижения в 2014 году (таблица 3)

Расходы федерального бюджета планируются по следующим направлениям (таблица 4)

 

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным  бюджетом, который формируется и  будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового  обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

Необходима  концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных  с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного  исполнения законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- индексации  в 2012 году фондов оплаты труда  работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения  реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения  закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий  для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения  реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения  с 2012 года полиции за счет  средств федерального бюджета;

- поддержке  инновационного и инвестиционного  развития и т.д.

В основу бюджетной  политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах.

Информация о работе Бюджетная система: понятие и модели построения