Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………….………………...24

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования..docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4

1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4

1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10

1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18

2. Оценка и прогноз  дефицита бюджета РФ…………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………….………………...24

 

 

Введение

 

Бюджетный процесс как главная  форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных  бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным  устройством страны, бюджетными правами  соответствующих органов власти и юридических лиц.

Исполнение государственного бюджета  — это полное покрытие расходов доходами, т. е. равенство доходов и расходов. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит (доходы больше расходов).

 На практике, в настоящее  время имеет место превышение  государственных расходов над  доходами. В результате этого  возникает дефицит бюджета. 

Бюджетный дефицит ведет к возрастанию  государственного долга, усиливает  инфляционные процессы.

Отсюда вопрос бюджетного дефицита и методов его регулирования остается по-прежнему актуальным.

Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

 

 

Глава 1. Общая характеристика бюджетного дефицита

 

1.1 Сущность и виды бюджетного  дефицита

 

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это  превышение расходов над его доходами. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета. Дефицит рассматривается, как временный, если имеются перспективы его преодолении, и он не составляет более 3% суммы доходов. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы дохода – это допустимый дефицит, а если более 10% - это критический дефицит.

 Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Формирование доходов  бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет:

1. Налоговых видов дохода

2. Неналоговых видов дохода

3. Безвозмездных перечислений.

1. К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством Российской Федерации  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени  и штрафы. Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

2. К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».

Так, к неналоговым доходам  в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- иные неналоговые доходы.

3. В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездно , т.е. виде финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Под финансовой помощью от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ , понимается поступление в форме дотаций , субвенций и субсидий , либо иной безвозвратной , безвозмездной передачи средств.

Дотация – это бюджетное  средство, предоставляемое бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездных и безвозвратных  основах для покрытия текущих  расходов.

Субвенция – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездных и безвозвратных основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – это бюджетное  средство, предоставляемое бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ юр. лицу или физ. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В системе финансовых отношений  бюджет играет ведущую роль. При  помощи бюджета государство активно  воздействует на формирование и использование финансовых планов, то есть расходов.

Расходы бюджета – это  денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  государственного самоуправления.

Расходы госбюджета осуществляются на:

1. Государственное управление;

2. Международную деятельность;

3. Оборону страны;

4. Судебную систему;

5. Промышленность и энергетику;

6. Охрану окружающей среды;

7. Транспорт и связь; образование;

8. Искусство и культуру;

9. Средства Массовой Информации;

10. Здравоохранение и физическую  культуру;

11. Социальную политику;

12. Обслуживание государственного  долга.

 

Существуют много факторов, которые  в разной степени влияют на состояние  доходной и расходной частей бюджетного фонда:

-увеличение государственных затрат на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

-увеличение государственных издержек  на образование и создание  новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

-увеличение государственных затрат  в военное время или в связи  с социальными конфликтами;

-увеличение издержек, связанных  с развитием рыночной инфраструктуры  в условиях трансформационной  экономики;

-увеличение затрат на приоритетное  развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

-сокращение налогов в целях  стимулирования экономического  развития;

-уменьшение выгод в связи  с ухудшением показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических агентов;

-сокращение выгод из-за низкой  собираемости и др.

По видам возникновения бюджетный  дефицит можно разделить на следующие  категории:

1. Циклический;

2. Структурный;

3. Операционный;

4. Первичный;

5. Квазифискальный.

Дефицит бюджета, возникающий в  результате спада производства - называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий  в результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада - называется структурным дефицитом.

В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом  падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании  производственных возможностей общества.

Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности  для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии  Центрального Банка. В то же время  в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного  периода не наблюдалось значительного  нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое  намерение осуществлять рыночные реформы  и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника  сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и  других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом  государственного бюджета, обусловленный  квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью  государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе  и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также  рефинансирование Центральным Банком  сельскохозяйственных, промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка,  государственных предприятий и  коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

Информация о работе Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования