Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………….………………...24

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования..docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить:

1. Чрезвычайный;

2. Кризисный;

3. Антикризисный;

4. Межбюджетный.

В основе чрезвычайного дефицита лежат  чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные  бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для  предупреждения и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций обычно формируются  различные резервные и внебюджетные фонды

Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно – кредитной, финансовой сфере и мерами его  ликвидации. В связи с этим можно  выделить дефициты, имеющие стимулирующее  и дестимулирующее значение.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее  в результате несоответствия имущественных  и бюджетных прав территорий, уменьшение их доходов или увеличение расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством  бюджетного регулирования, использования  различных форм межбюджетных отношений.

По продолжительности  бюджетный дефицит бывает:

1. Краткосрочный: превышение  расходов над доходами ограничено  рамками одного финансового года  и является отражением текущих  изменений в экономической ситуации  страны, которые не были учтены  при составлении проекта бюджета.

Причины возникновения:

- отсутствие у органов  власти необходимого опыта макроэкономического  прогнозирования

- недостаточный учет возможных  изменений целого ряда обстоятельств:

- сокращение объемов поступлений  в бюджет может произойти не  только из-за недополучения налогов,  но и в результате падения  экспортных цен;

- сокращение объемов производства  может быть гораздо ниже предусмотренного  уровня;

- необходим учет сдвигов  в структуре спроса на производимую  в стране продукцию и возможное  снижение ее конкурентоспособности.

Увеличение дефицита бюджета  может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом инфляции (сверх  предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

2. Долгосрочный: связан с  увеличением разрыва между бюджетными  расходами и доходами на протяжении  ряда лет и обусловлен причинами  устойчивого характера.

 В большинстве стран  мира тенденция к росту дефицита  национальных бюджетов обусловлена  следующими общими факторами:

- увеличение числа социальных  выплат населению и увеличение  социальной нагрузки на бюджет;

- неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, различных пособий и ассигнований  на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение  и т.д.;

- либерализация налогового  законодательства и как следствие  – снижения величины налоговых  ставок без соответствующей корректировки  статей расходов государственного  бюджета;

- возрастание объема внешней  задолженности страны.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия  различают:

1. Активный дефицит

2. Пассивный дефицит

Активный бюджетный дефицит  возникает в результате непосредственного  превышения расходов над доходными  поступлениями. Пассивный является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

 

 

1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита

 

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с  целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение затрат над выгодами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и  приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

Вряд ли можно однозначно назвать  основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла  быть основной, но чаще всего они  воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением дохода, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и  определяющим его размер, относится  колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда  ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды подъема наблюдается  положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в  доходной, так и в расходной  частях бюджета. Здесь имеется в  виду, что во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных затрат, что заставляет их находиться в противофазе с циклом.

Как правило, в периоды рецессии правительства принимают меры по увеличению издержек по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных затрат. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными займами центрального банка.

Международные стандарты  предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП (сейчас 3%). В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением издержек по обслуживанию долга, сокращением социальных программ. Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1. Внутренние

-кредиты, полученные РФ  от кредитных организаций в  национальной валюте;

-государственные займы  в виде выпуска ц.б. от имени  РФ;

-бюджетные ссуды от  бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

-поступления от продажи  имущества, находящегося в гос.  собственности;

-поступления от приватизации  организаций, находящихся в государственной  собственности;

-поступления от продажи  государством принадлежащих ему  акций различных организаций;

-поступления от реализации  государственных запасов драгоценных  металлов и камней

2. Внешние:

- государственные займы  в виде выпуска Центробанка  в иностранной валюте от имени  РФ;

-кредиты правительств  иностранных государств, банков, фирм  и международных финансовых организаций  в иностранной валюте.

Пункт 3 статья 94 - общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не превышающем 1 процента прогнозируемого валового внутреннего продукта,  указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Существует три  основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

1. Монетизация бюджетного  дефицита;

2. Внешнее долговое финансирование;

3. Внутреннее долговое  финансирование.

1.Финансирование дефицита госбюджета за счет монетизации дефицита состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет Центральный Банк. Таким образом, этот способ представляет собой кредит у национального банка, поскольку, как правило, правительство продает народному банку государственные ценные бумаги, за которые народный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение затрат правительства над выгодами бюджета. Поскольку национальный банк является государственным учреждением и не имеет собственных выгод, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, резервный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

 -рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение процентной ставки (удешевление цены займа) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных издержек и совокупного выпуска;

 -эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа  финансирования дефицита госбюджета состоит  в том, что увеличение денежной массы  ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного  напряжения создает экономические  стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в  результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и  общая неустойчивость финансовой системы  могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может  не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения займов резервного банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных  платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором  правительство покупает товары и  услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко  непосредственно финансируются  Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизацию можно  применять в следующих случаях:

-имеется очень большой  внешний долг, что исключает финансирование  дефицита из внешних источников;

Информация о работе Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования