Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Социально-экономическая сущность бюджета
2. Структура бюджетной системы
3. Принципы построения бюджетной системы РФ
4. Бюджетная классификация
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Бюджет.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами) в сумме составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации  и федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом. Он, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функ-цию. То есть консолидированный бюджет в большей степени используется как счетная единица для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы построения  бюджетной системы РФ.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы  РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

         Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации  являются:

1. Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.  Этот принцип означает единство  правовой базы, единство денежной  системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации. Принцип этот состоит  в закреплении (полностью или  частично) соответствующих видов  налоговых доходов за определенным  уровнем бюджета. 

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов  означает:

 а) право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс,

 б) наличие собственных  источников доходов оборотов  каждого уровня бюджетной системы,  определяемых в соответствии  с законодательством России;

 в) законодательное  закрепление регулирующих доходов,  полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии  с бюджетным и налоговым законодательством;

 г) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств бюджетов, определять источники  покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов.

     Этот принцип  означает, что все доходы и  расходы бюджетов и иные поступления,  определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ, подлежат  отражению в бюджетах в полном  объеме. Все государственные и  муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, аккумулированных в бюджетной  системе России.

   Налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов и иных обязательных  платежей учитываются по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности  бюджетов. Сбалансированность бюджетов  означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и источников финансирования  его дефицита. При составлении  бюджета органы власти должны  исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета. 

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств.

 Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении бюджетов и  использовании бюджетных средств  уполномоченные органы и получатели  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с определенного объема бюджетных  средств. 

7. Принцип гласности.

      Принцип  гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, открытость  для общества процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов. Секретные статьи могут  утверждаться только в составе  федерального бюджета. 

8. Принцип достоверности  бюджета.

 Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогнозов социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета. 

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

 Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 Действия должностных  лиц, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, используемой для  составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов  назначения, структуры кодов бюджетной  классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным  частям бюджетной классификации  Российской Федерации, которые в  соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

 классификацию операций  публично-правовых образований (далее  - классификация операций сектора  государственного управления).

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов. Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной системы это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике всех бюджетов единых показателей и форм документации по учету и отчетности.

Бюджетная классификация позволяет обеспечить:

 

– действенный учет поступления  денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами территориальных образований;

– целенаправленное использование  сгруппированных доходов и расходов по элементам бюджетной классификации;

– реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной  классификации на любом уровне бюджетной системы;

– своевременное регулирование  бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его социальной и экономической сферах деятельности;

– сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей с целью внесения предложений по формированию, использованию или уточнению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономического развития;

– определенную детализацию  группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюджетных средств;

– сопоставление смет однородных организаций, учреждений и ведомств территориальных бюджетов в целях улучшения процесса планирования расходной части бюджета;

– определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и  расходов или степени удовлетворения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;

– создание условий для  объединения бюджетов и смет в  общие своды в интересах проведения статистического и экономического анализов с целью упрощения контроля за исполнением бюджетов по направлениям и статьям расходов;

– сопоставление доходов с расходами с целью определения финансово-бюджетной политики в области социально-экономического развития государства или территориального образования;

– единый методологический подход к составлению и исполнению бюджетов в интересах сравнимости бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятельности.

Заключение:

Самым важным инструментом, через который государство регулирует экономические процессы, решает социальные, политические, производственные, экономические  проблемы, является бюджет, так как  именно через бюджет, то есть через  перераспределение валового внутреннего  продукта и национального дохода, государство может аккумулировать в своих руках достаточно средств для решения вышеуказанных проблем.

 Местные финансы, органы  местного самоуправления играют  очень важную роль в бюджетном  процессе государства. С их  помощью производится финансирование  бюджетных учреждений, находящихся  на территории данного совета, их работа позволяет вышестоящим  органам иметь представление  о положении дел определенной  территории и тем самым строить  бюджетную политику всего государства.  Финансовая независимость органов  местного самоуправления – важное  условие построения демократического  государства. От финансовых возможностей  зависят в конечном итоге реальные  властные функции государства.

 Бюджетный процесс,  который продолжается без конкретного  политического руководства, теряет  много времени и не служит  тем, кто принимает решения,  соответствующим образом.

 Процесс составления  бюджета может серьезно начинаться  лишь после определения влияния  макроэкономических показателей  и принятия решений относительно  оценок поступлений, прогнозов  расходов на основные программы,  а также определения бюджетной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Бюджетный кодекс  РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2.  В.М. Живалов. Финансовая система России. М., 2008.

3. Сайт  «Консультант Плюс»  http://www.consultant.ru/popular/budget/56_5.html


Информация о работе Бюджетная система РФ