Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы – бюджетная система России.
Предметом выступают этапы эволюции бюджетной системы России.
Цель данной работы – выявить наиболее значимые проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

Содержание работы

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
стр.
ВВЕДЕНИЕ

1.СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1.Сущность и виды бюджетов в Российской Федерации

1.2.Особенности бюджетного устройства в России

2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.Особенности реформирования бюджетной системы России

2.2.Перспективы развития бюджетной системы России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

БС_курс_финансы.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

1.СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

1.1.Сущность и виды бюджетов в Российской Федерации

 

1.2.Особенности бюджетного устройства в России

 

2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1.Особенности реформирования бюджетной системы России

 

2.2.Перспективы развития бюджетной системы России

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная часть государственных  доходов и расходов любого государства  проходит через государственный  бюджет.

Создание основ рыночной экономики в Российской Федерации, становление новой государственности  на подлинно федеративных началах требует проведения адекватной финансово-бюджетной и налоговой политики. Это обуславливает необходимость реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ, побуждает к разработке эффективной системы бюджетного федерализма и оптимизации межбюджетных отношений. Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (Бюджетный Кодекс РФ ст.6).

В процессе экономической  эволюции бюджетной системы страны бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и другими. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.  
 Таким образом, можно отметить важность рассмотрения вопросов формирования бюджетной системы Российской Федерации и, соответственно, актуальность выбранной темы курсовой работы.  
 Рассмотрение этапов становления бюджетной системы Российской Федерации позволит более точно понять сущность и значимость современной бюджетного механизма на различных этапах.

Объект курсовой работы – бюджетная система России.

Предметом выступают  этапы эволюции бюджетной системы России.

Цель данной работы – выявить наиболее значимые проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

В ходе выполнении курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, группировка, приемы экономического анализа.

В качестве информационной базы исследования нами были изучены  нормативно-правовые акты, учебники отечественных  авторов, публикации в специальных периодических изданиях. К числу наиболее выдающихся авторов, занимающихся изучением вопросов бюджета и бюджетной системы России, можно отнести Александрова И.М., Вахрина П.И., Романовского М.В., Поляк Г.Б., Фетисова В.Д., Горегляд В., и других. Их труды были изучены в процессе подготовки курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В первой главе рассматривается  дореволюционный период становления  бюджетной системы России. Вторая глава посвящена рассмотрению становление бюджетной системы СССР. В третьей главе рассмотрены современные направления развития бюджетной  системы России, выявлены наиболее существенные проблемы в сфере бюджетной политики, определены возможные направления решения существующих проблем, а также перспективы развития бюджетной системы России.

1.1 Сущность  и виды бюджетов в Российской  Федерации

Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является бюджет.

Бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона:

-   главный централизованный фонд денежных средств страны;

- совокупность экономических  отношений государства с другими  субъектами экономики по поводу формирования, распределения и использования;

- главное орудие перераспределения ВВП, национального дохода, национального богатства.

Бюджеты и бюджетное  регулирование существуют в любой  социально-экономической системе, они  присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы  формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических  процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач  в условиях рынка выступает бюджетный  механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все  более эффективного влияния бюджета  на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и другие [5].

Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные  инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституций страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

- бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов( которые в свою очередь включают бюджеты городских и сельских поселений).

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и  бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации [2].

Использование органами государственной власти субъектов  Российской Федерации иных форм образования  и расходования денежных средств  для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов  Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами), образуют консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет[1].

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями [7].

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации чрезвычайно  сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами.

 

1.2 Особенности бюджетного устройства в России

 

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов [10].

Перечень принципов  бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодексам Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система РФ