Бюджетное планирование налоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Налоговые доходы бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие налога и его функции;
- изучить теоретические основы налоговой системы;
- изучить правовые основы регулирования налогообложения;
- изучить основы планирования налоговых поступлений в бюджет;
- рассмотреть основные механизмы государственного регулирования налоговых поступлений в бюджет.

Содержание работы

Целью исследования является изучение темы «Налоговые доходы бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие налога и его функции;
- изучить теоретические основы налоговой системы;
- изучить правовые основы регулирования налогообложения;
- изучить основы планирования налоговых поступлений в бюджет;
- рассмотреть основные механизмы государственного регулирования налоговых поступлений в бюджет.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ      

Контрольная работа посвящена теме «Налоговые доходы бюджета».  Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях, так как налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследование проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы налоговых доходов бюджета определяют несомненную актуальность данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Налоговые доходы бюджета» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Анализируя данную проблему можно говорить о том, что от эффективности работы налоговой системы во многом зависит социально-экономическое благополучие страны. Теоретическое значение изучения проблемы «Налоговые доходы бюджета» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий данной проблемы. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.       

 Целью исследования является  изучение темы «Налоговые доходы  бюджета» с точки зрения новейших  отечественных и зарубежных исследований  по сходной проблематике.     

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучить  понятие налога и его функции;

- изучить  теоретические основы налоговой  системы;

- изучить  правовые основы регулирования  налогообложения;

- изучить  основы планирования налоговых  поступлений в бюджет;

- рассмотреть  основные механизмы государственного  регулирования            налоговых поступлений в бюджет.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА, ЕГО ФУНКЦИИ. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

 

  
       

Налоги  появились с разделением общества на классы и возникновением государства, по словам К. Маркса, как «взносы  граждан, необходимые для содержания публичной власти...». В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.       

По  самому общему определению, налог - это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей.       

Налоги  в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.        

Систему налогов и сборов, а также общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает  Налоговый Кодекс РФ.       

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов  и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов  установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.       

Налоги  служат дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных  расходов на удовлетворение общественных потребностей. Благодаря налогам происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.       

Общим источником налогов служит национальный доход. Наиболее характерной чертой налогов является их возвратность. Взимаемые государством налоги в конечном итоге расходуются на удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членов общества.       

Налоги  позволяют государству перераспределять часть прибыли предприятий и  предпринимателей, доходы граждан, вкладывать их в развитие производственной и социальной инфраструктуры (производство общественных товаров), в инвестиции: в добывающие отрасли, сельское хозяйство, строительство железных дорог, автострад и др.       

Таким образом, налоги, выполняя экономическую  функцию являются важнейшим инструментом экономической политики государства. [11]       

Каждый  налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу  обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, налоговые льготы.       

Субъект налога - налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), на которое законом возложена  обязанность уплачивать налоги.       

Объект  налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары).       

Источник  налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент, рента), из которого уплачивается налог.        

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному  налогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр и т. п.).       

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения: выраженная в процентах, она носит название квоты.       

Налоговый оклад - сумма  налога, уплачиваемая субъектом с  одного объекта.       

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой  является необлагаемый минимум, т. е. наименьшая часть объекта, полностью освобожденная от налога.       

Традиционно выделяют два основных вида налогов - прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются  непосредственно с доходов налогоплательщика (физического или юридического лица). К ним относятся налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность (включая землю и другую недвижимость) и др.       

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу, что автоматически увеличивает  цену товара. Следовательно, косвенные  налоги фактически платят те, кто покупает облагаемые данным налогом товары. К таким налогам относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на наследство, налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги и др. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика.         

Косвенные налоги частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги. Это зависит  от степени эластичности спроса на товары и услуги: чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя и наоборот. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. [12]       

Остановимся на основных видах косвенного налога: акциз, таможенная пошлина и фискальный монопольный налог.        

Акциз - косвенный  налог на товары и услуги. Объектом обложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства (сахар, чай и др.), а также различные коммунальные, транспортные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Разновидностью акцизного налога является налог на добавленную стоимость, взимаемый с части стоимости, добавленной на каждой стадии производства или обращения. Данный налог является стабильным источников доходов в бюджет. Однако в социальном плане налог на добавленную стоимость с его широкой налоговой базой и высокими ставками ведет к всеобщему росту цен и усиливает тяжесть косвенного обложения народных масс и особенно малообеспеченных групп населения. Таким образом, его применение содержит элемент несправедливости, поскольку заставляет менее состоятельных людей отдавать государству большую часть своего дохода, чем это делает более состоятельная масса людей.       

Фискальные  монопольные налоги - косвенные налоги на товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли. Данный вид налога возник из регалии, т. е. исключительного права государства на какой либо вид деятельности.        

Таможенные  пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.       

Согласно  Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.       

В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.       

К федеральным налогам и сборам относятся:       

1) налог на добавленную стоимость  - налог, представляющий собой  форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;       

2) акцизы - по способу взимания делятся  на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.       

3) налог на доходы физических  лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;       

4) налог на прибыль организаций  - основной прямой налог на  юридических лиц. Плательщиками  являются: а) российские организации;  б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;       

5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций  и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр  в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;       

6) водный налог - налог, взимаемый  с организаций и физических  лиц, осуществляющих специальное  и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством  РФ;       

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;       

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и  физических лиц при их обращении  в уполномоченные органы, за совершением  в отношении этих лиц юридически  значимых действий (включая выдачу  документов, их копий, дубликатов). [11]        

В таблице 1 представлено количество налоговых поступлений  за период с 2008 по 2010 г.         

 

Наименование  налогов и платежей (млрд. рублей)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Налог на прибыль организаций (по предприятиям нефтегазового сектора экономики)

87,1

95,3

103,9

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья:

869,8

85,8

846,5

Нефть

769,1

742,2

741,1

Газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного сырья

91,9

93,3

94,3

Газовый конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья

87

10,3

11

Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую

1003,60

969,7

9574

Вывозные  таможенные пошлины на газ природный

338,8

324,9

328,8

Вывозные  таможенные пошлины на товары выработанные из нефти

253,6

245,4

245,5

Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации (от организаций нефтегазового сектора)

24,5

22,6

22,3

Всего нефтегазовые доходы

2 577,30

2 503 70

2 504,40

Информация о работе Бюджетное планирование налоговых доходов