Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Скобелев Алексей Юрьевич
Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это центра

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное устройство и бюджетная система  РФ

Скобелев Алексей  Юрьевич

Вообще бюджет - это  центральный институт финансового  права, так как именно в форме  бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование  основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования  и расходования денежных средств  бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Почему бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным  денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.*

Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют  и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.

Понятие бюджета как  финансового плана не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим представительным органом, так как такой акт (например, закон о федеральном бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые вопросы, которые, строго говоря, не относятся к самому финансовому плану.

Финансовый год в  Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).

Законом предусмотрено  понятие консолидированного бюджета, который представляет собой сводный  бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Так, например, в федеральный консолидированный  бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного  расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.

Существует также понятие  муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.

Бюджетная система - это  основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов государственных и муниципальных  образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое - если федеративное.

Российская Федерация  является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование  самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Взаимосвязь  элементов бюджетной системы  становится ясна при анализе второго элемента бюджетного устройства РФ - принципов построения бюджетной системы.

Закон устанавливает, что  бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной  системы означает, что бюджеты  различных уровней находятся  в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:    

-единой правовой базой.  Согласно ст. 71 Конституции РФ  финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;   

-едиными бюджетными  классификациями, используемыми  на всей территории РФ. Бюджетная  классификация - это распределение  доходов и расходов по группам  на основе однородных признаков.  Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации; единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;   

-единством денежной системы РФ. Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств. Децентрализация в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Самостоятельность элементов бюджетной системы заключается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Однако степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. Роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Перечень минимально необходимых расходов устанавливается вышестоящим органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий бюджет не отвечает требованиям минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим бюджетом определенных регулирующих доходов на длительный срок.

Российская Федерация  устанавливает структуру и общие  принципы построения бюджетной системы  РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок и принципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основы бюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов и др.

Субъекты РФ участвуют  в осуществлении федеральных  бюджетных прав (например, в форме  представительства в федеральных  законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетам субъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования  также обладают определенной бюджетной  самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют  местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней.

Однако на практике тезис  о самостоятельности местных  бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, обеспечивают всего около 5% бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности. Принцип полноты бюджетной системы имеет два аспекта: в бюджетную систему, с одной стороны, должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации, а с другой, принцип полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие бюджеты практически всех видов источников государственных доходов, а также отражения всех направлений расходов. Существование внебюджетных специальных фондов, специальных счетов казначейства должно быть сведено к минимуму. К сожалению, реализация принципа полноты в этом смысле еще далека от завершения.

Принцип реальности бюджетной  системы относится прежде всего  к доходной части бюджетов, которая  должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.

Кроме того, реальное осуществление  доходной части бюджета зависит от добросовестности прогноза социально-экономического развития страны. Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.

Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной  системы: элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно.

Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и  итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Любой бюджет состоит  из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета - это часть государственных  или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

Источники доходов можно  классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники  доходов бюджета можно разделить  на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

Наибольшее практическое значение имеет классификация по - порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.

Закрепленные доходы - это такие доходы, которые в  полном объеме или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, такой способ распределения доходов между бюджетами различных уровней, как их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы.*

Закрепление доходов  за бюджетами различных уровней  осуществляется бюджетным и налоговым  законодательством.

Вышестоящие бюджеты  обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях  сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое  развитие разных сфер народного хозяйства  происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов  от этих источников происходит в форме  утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное  регулирование возможно в форме  закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов  на долговременной основе (не менее  чем на пять лет).

Если распределение  регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Бюджетные ссуды -это  денежная сумма, предоставляемая в  тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и  другие затраты, связанные с расширенным  воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении бюджета  любого уровня важное внимание уделяется  требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходной  части над доходной составляет дефицит  бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно  ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

Покрытие дефицита бюджета  осуществляется за счет выпуска - государственных  займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.*

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Денежные средства, поступающие  в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.  

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА :

1. Усоскин в.м. " Современный коммерческий банк: управление и операции" Москва "Все для вас" 1993.

2. Хоскинг А. " Курс предпринимательства"  Москва "Международные отношения" 1993.

3. Миловидов  Д.В. "Современное банковское дело: опыт США" Москва " Издательство МГУ" 1992.

4. "Коммерческие  банки: создание и организация  деятельности"

5. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год

6. Жyрнал "Нормативные  акты по финансам, налогам и  страхованию" приложение к  жyрналy "Финансы", N8,9,10 за 1992 год

7. Газета "Экономика  и жизнь", N 37,38 за 1992 год

8. Управление  и операции.",М:ИПЦ"Вазар-Ферро",1994.

9. Рид Э.,Коттер  Р.,Гилл Э.,Смит Р. "Коммерческие  банки",М: Прогресс,1983.

10. Э.Роде "Банковские  операции"


 

 

Бюджет РФ

ФИНАНСОВАЯ   АКАДЕМИЯ   ПРИ   ПРАВИТЕЛЬСТВЕ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ               Кафедра финансов             КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:   Анализ  доходов  бюджета Российской  Федерации                                   Содержание   Введение 3     I. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм   4     II. Анализ исполнения федерального и консолидированного бюджетов 9     III. Прогнозирование и разработка бюджета на 1997 год 14     Заключение 18     Список использованной литературы 20     Приложения 21     Введение   «Глубокий финансовый кризис и деградация ...»   Из проекта постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О социально-экономическом положении в Российской Федерации, подготовке к зимнему периоду 1996-1997 года и мерах Правительства Российской Федерации по повышению жизненного уровня населения» от 7 октября 1996 года. 
 
  Как отмечает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений деградации производственной сферы российской экономики является положение аграрного сектора. В экономике страны продолжает нарастать кризис неплатежей ¾ это прежде всего результат пассивного отношения государства к экономике предприятий, в том числе отказа от политики государственного протекционизма российских товаропроизводителей. Критическое состояние материального производства, в котором была занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. 
 
Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная ситуация. Мало кто сейчас станет отрицать, что эти и многие другие проблемы прежде всего связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге. Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры распределения отдельных статей, но прежде всего ¾ в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения доходной части бюджета. 
 
Таким образом, ключом к успешному проведению реформы в России, по существу, является успешное построение, организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях. Поэтому в моей работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной частью бюджета: проблема эффективного построения структуры доходов федерального бюджета, анализ его исполнения по доходам за предыдущие годы и причины плохой собираемости налогов, предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы и проблема подготовки бюджета на 1997 год. По моему мнению, если удастся решить хотя бы часть вопросов по доходной части, то многие проблемы, тормозящие сегодня социально-экономическое развитие страны просто перестанут существовать. 
 
I. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм   Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. 
 
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: 1)   федеральный бюджет РФ; 2)   бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 3)   местные бюджеты. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. 
 
При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад Министерства финансов РБ на МВК по формированию проекта бюджета Республики Башкортостан, МВК по совершенствованию и применению налогового законодательства "Об основных изменениях налогового законодательства и проектировках доходной части бюджета Республики Башкортостан на 2011 год и среднесрочный период". 

5 августа 2010 года 

 
  Уважаемые члены Межведомственных  комиссий! 
  При составлении бюджета республики 2011 года в основу расчетов доходов положено налоговое и бюджетное законодательство, основные показатели социально–экономического развития республики, составляющие основу доходной базы бюджета, параметры которых прогнозируют рост экономики, обеспечивающий в перспективе оптимизацию налоговой нагрузки. Планомерное снижение уровня налоговой нагрузки представлено на слайде: общее снижение доходов к ВРП за период: с 2010 по 2013 годы, составит 1,4 процента.  
  В 2011 году соотношение налогов, взимаемых с организаций и граждан, составит 55 и 45 процентов, то есть на уровне 2008 года.  
  Увеличение совокупного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование с 26 до 34 процентов, отражающееся на росте состава затрат, обуславливает уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 2 млрд. 500 млн. рублей и налогам на совокупный доход на 900 млн. рублей, в связи с чем выпадающие доходы консолидированного бюджета Республики, оцениваются в сумме 3млрд. 400 млн. рублей, в т.ч. бюджет Республики – 2 млрд. 900 млн. рублей.  
  Увеличение норматива зачисления в консолидированный бюджет республики на 10 процентов по налогам на совокупный доход (ЕНВД, упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог), обеспечит дополнительные доходы консолидированного бюджета на сумму 342 млн. рублей, в том числе бюджета республики -157 млн. рублей, в доходы местных бюджетов-185 млн. рублей.  
  В планируемом периоде будет продолжена политика ежегодной индексации ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. Рост доходов бюджета республики в связи индексацией ставок акцизов по подакцизным товарам и дифференциацией ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от качества, то есть за счет изменения структуры потребления, оценивается на сумму 200 млн. рублей.  
  Эти изменения обуславливают общую сумму выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики с учетом дополнительных доходов бюджета в сумме 2 млрд. 900млн. рублей. 
  В перспективе в рамках среднесрочного финансового плана рассматриваются предложения о создании с 2011 года дорожного фонда и повышении в связи с этим акцизов на ГСМ, дополнительные доходы от повышения акцизов в планируемом году предполагается направить в федеральный бюджет (на формирование федерального дорожного фонда). Одновременно предполагается внесение законопроекта о снижении в два раза базовой ставки транспортного налога. Между тем, в республике в 2010 году в целях обеспечения социальной направленности налоговой политики действующие ставки транспортного налога были сохранены, тогда как с 2010 года были расширены права субъектов Российской Федерации по увеличению ставок транспортного налога, установленных Налоговым кодексом, до десятикратного размера. В связи с указанным, действующее законодательство республики по транспортному налогу планируется сохранить до 2012 года.  
  Законодательство предусматривает право субъектов Российской Федерации снижать ставку налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 процента. С учетом направленности налоговой политики на развитие инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков, предлагается внести на рассмотрение Государственного Собрания Республики Башкортостан законопроект, предусматривающий снижение налоговой нагрузки предприятиям, осуществляющим крупные инвестиционные проекты в новые производства. 
  Налоговое законодательство Республики представлено Законами «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «О налоге на игорный бизнес». Общая сумма льгот по региональным налогам в 2011 году составит 3 млрд. рублей, в том числе по налогу на имущество организаций – 2млрд 600млн. рублей, транспортному налогу -400 млн. рублей. 
  На сегодняшний день необходимости внесения изменений в законодательство республики о транспортном налоге, налоге на игорный бизнес не имеется.  
  В части сохранения действующих налоговых льгот по налогу на имущество организаций отмечаю, что автономные учреждения, созданные Республикой и муниципальными образованиями, были освобождены от налога на имущество организаций до 1 января 2011 года. Но в целях обеспечения эффективного реформирования государственных и муниципальных учреждений, предлагается пролонгировать данную льготу для указанных предприятий и на 2011 год. Вместе с тем, этот год должен стать завершающим этапом освобождения от уплаты налога на имущество для обеспечения нормального функционирования таких учреждений. В последующие годы предусматривается их перевод на обычный режим налогообложения.  
  На федеральном уровне предлагается освобождение от налогообложения налогом на имущество энергоэффективного оборудования, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции. 
  В ходе подготовки к сегодняшнему заседанию были представлены предложения об освобождении от уплаты налога на имущество организаций балансодержателей детских оздоровительных лагерей. В связи с актуальностью вопроса финансирования отдыха детей, необходимо Минфину, УФНС России по РБ, совместно с Советом Федерации профсоюзов РБ проработать вопросы определения категории освобождаемых налогоплательщиков с учетом типа детских учреждений, режима их деятельности и вопросы администрирования льготы. 
  При этом отмечаю, что основными направлениями налоговой политики предусмотрено сохранение или введение новых льгот проводить на временной основе и с учетом анализа их результативности, а также практики администрирования.  
  Согласно Закону Республики «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента» размеры возможного годового дохода, установлены по 69 видам предпринимательской деятельности и дифференцированы в зависимости от места ее осуществления. Республика Башкортостан занимает второе место по поступлениям этого налога среди субъектов Российской Федерации.  
  Управлением ФНС России по Республике Башкортостан представлен ряд предложений в части совершенствования законодательства по указанному налогу и улучшения его администрирования, в том числе о рассмотрении вопроса об установлении для каждого вида предпринимательской деятельности единых размеров потенциально возможного годового дохода, то есть вне зависимости от населенного пункта.  
  Представляется целесообразным с учетом необходимости обеспечения занятости населения, снижения напряженности на рынке труда, легализации доходов в 2011 году сохранить условия налогообложения для предпринимателей, применяющих патент. Вместе с тем Министерству финансов совместно с Управлением по налогам и сборам с привлечением предпринимательских структур продолжить рассмотрение и анализ практики применения законодательства и администрирования этого налога.  
  На основе применения указанных подходов к формированию доходов бюджета налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех уровней на территории Республики прогнозируются в сумме 229 млрд. 900 млн. рублей, с ростом к утвержденному плану на 22процента.  
  В консолидированный бюджет Республики указанные доходы прогнозируются в сумме 78млрд.700 млн.рублей, с ростом на 8 процентов к утвержденному плану, в бюджет республики-58 млрд.800 млн. рублей, с ростом на 115 процентов к плану.  
  В структуре доходов бюджета Республики на долю налоговых доходов приходится 95,5 процента и неналоговых доходов – 4,5 процента. 
  На следующих слайдах представлены: соотношение налоговых и неналоговых доходов, структура основных видов доходов бюджета республики и их характеристики, это налог на прибыль организаций, на долю которого приходится 31,5 процента, налог на доходы физических лиц – 28,6, акцизы – 17,9, налоги на имущество – 14,4 процента.  
  (Структура доходов слайд) 
  Общий объем объем налоговых доходов бюджета прогнозируется в сумме 56млрд.130 млн. рублей а. Неналоговые доходы бюджета Республики Башкортостан прогнозируются в объеме 2млрд.600 млн. рублей.  
   
  Совместная работа адмистраторов доходов бюджета, органов государственной власти, местного самоуправления по пополнению доходов консолидированного бюджета республики проводится в соответствии с комплексными планами мероприятий по повышению уровня собираемости доходов бюджета. Одним из основных направлений налоговой политики остается улучшение администрирования существующих налогов, в том числе за счет внедрения новых инструментов администрирования. Основными проблемами следующего года являются вопросы финансового оздоровления предприятий, сокращения недоимки по налогам в бюджет. В связи с этим министерствам и ведомствам, курирующим соответствующие отрасли, совместно с Управлением Федеральной налоговой службы предлагается проанализировать состояние расчетов с бюджетом и обеспечить ежеквартальное рассмотрение на заседаниях рабочих групп. Отмечается положительная работа в этом направлении рабочей группы при Министерстве сельского хозяйства республики, практика которой должна быть позаимствована и другими министерствами и ведомствами. 

 Благодарю за внимание!

 

 

 

 

 

Местный бюджет

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Содержание

[убрать]

  • 1 Экономическая сущность
  • 2 Доходы
  • 3 Расходы
  • 4 Литература
  • 5 См. также

 

[править] Экономическая сущность

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

[править] Доходы

Доходы местных бюджетов также  как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов. К последним  относятся доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

[править] Расходы

Расходы местных бюджетов связаны  прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За  рубежом также используется местный  бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ