Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Скобелев Алексей Юрьевич
Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это центра

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

доходы от продажи  земельных участков, государственная  собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.

В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских  округов поступают:

доходы от продажи  земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые  расположены в границах городских  округов, находятся в федеральной  собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи  объектов недвижимого имущества  одновременно с занятыми такими объектами  недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

(часть восьмая  введена Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

В бюджеты муниципальных  районов поступают:

доходы от продажи  земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые  расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности  и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи  объектов недвижимого имущества  одновременно с занятыми такими объектами  недвижимого имущества земельными участками, которые расположены  на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

(часть девятая  введена Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

В бюджеты поселений  поступают:

доходы от продажи  земельных участков, которые расположены  в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые  расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности  и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи  объектов недвижимого имущества  одновременно с занятыми такими объектами  недвижимого имущества земельными участками, которые расположены  в границах поселений, находятся  в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

(часть десятая  введена Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) 

 

Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов  и сборов в бюджеты поселений

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции) 

 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)  

 

Муниципальным правовым актом представительного  органа муниципального района (за исключением  решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции) 

 

Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции) 

 

1. Муниципальными  правовыми актами представительного  органа муниципального образования  вводятся местные налоги, устанавливаются  налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 1 в ред.  Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

2. Муниципальные  правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

(п. 2 в ред.  Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

3. Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

(п. 3 в ред.  Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 19.12.2005 N 159-ФЗ.

(см. текст в  предыдущей редакции)

5. Утратил силу  с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

(см. текст в  предыдущей редакции)

Формирование местных  бюджетов

Чимитдоржиева О.Ю.,

консультант Информационно-аналитического управления, к.э.н. 

 

Анализ формирования расходных  функций и доходных поступлений  органов местного самоуправления имеет принципиальное значение для исследования особенностей функционирования местных бюджетов.

Основными направлениями анализа  местных бюджетов за 1999-2001 гг. являются: определение структуры доходов  и структуры расходов; выявление  тенденций в разграничении налоговых поступлений между республиканским и местными бюджетами; распределение расходных функций между органами местного самоуправления и республиканскими органами государственной власти.

За рассматриваемый период доля совокупных доходов местных бюджетов в составе доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия постоянно снижалась (см. рисунок 1): в 2000 г. по сравнению с 1999 г. она уменьшилась на 1,8 п.п. и составила 52,2%, в 2001 г. она упала до 46,1%. Сокращение доходов местных бюджетов наблюдается в целом по России ввиду проводимой в последние годы государственной политики по аккумуляции бюджетных средств в федеральном бюджете. Региональные органы власти, в свою очередь, в целях компенсации потерь финансовых средств вынуждены использовать те же приемы в отношении местных органов власти.  

 

Рис. 1. Структура доходов  консолидированного бюджета в разрезе  уровней бюджетов 

 

Однако не только данное обстоятельство свидетельствует об ухудшающемся положении  муниципальных образований. Так, в  структуре общих доходов местных  бюджетов снизилась доля собственных  доходов. Незначительное повышение  этой доли произошло лишь в 2000 г., когда она составляла большее значение, чем доля финансовой помощи, - 54,8%. Но это не стало тенденцией, поскольку в 2001 г. ситуация существенно изменилась, и доля собственных доходов сократилась до 38,5%, причем снижение не связано с нерадивостью местных органов власти по мобилизации налоговых платежей. Основной причиной этому послужил пересмотр нормативов отчислений от регулирующих налогов в нижестоящие бюджеты.

Доходную часть местных бюджетов в совокупности характеризуют данные таблицы 1.

Таблица 1.

Структура совокупных доходов местных бюджетов

 

Наименование  доходов

 

1999

(тыс. руб.)

уд.

вес

в общем объеме доходов (%)

 

2000

(тыс. руб.)

уд.

вес

в общем объеме доходов

(%)

 

2001

(тыс. руб.)

уд.

вес

в общем объеме доходов

(%)

Налоговые доходы

1202254

48,6

1477877

51,2

1628250

33,8

Налог на прибыль (доход), прирост капитала

415226

16,8

558071

19,3

923295

19,1

Налог на прибыль (доход) предприятий

223496

9

220370

7,6

361164

7,5

Подоходный  налог с физических лиц

191710

7,7

337663

11,7

562026

11,7

Налог на игорный  бизнес

   

38

0

105

0

Налоги на товары и услуги

323640

13,1

276444

9,6

175339

3,6

НДС

98971

4

86682

3

0

 

Акцизы

95115

3,8

7260

0,3

19259

0,4

Лицензионные  и регистрационные сборы

1943

0,1

3546

0,1

6382

0,1

Налог на покупку  ин. ден. знаков

-

-

-

-

-

 

Налог с продаж

-

-

178956

6,2

149698

3,1

Налоги на совокупный доход

22624

0,9

41719

1,4

122979

2,6

Налоги на имущество

221103

8,9

277779

9,6

211832

4,4

Платежи за пользование  природными ресурсами

82093

3,3

107285

3,7

133451

2,8

Прочие налоги, сборы и пошлины

137568

5,6

216579

7,5

61354

1,3

Неналоговые доходы

27985

1,1

104304

3,6

87646

1,8

Итого собственные  доходы

1230239

49,7

1582181

54,8

1858109

38,5

Финансовая  помощь

1245142

50,3

1303932

45,2

2961890

61,4

Всего доходов

2475381

 

2886113

 

4822056

 

 

 

Анализируя укрупненную структуру  доходов, необходимо отметить, что темп роста собственных доходов в  абсолютном измерении в 2000 г. по сравнению  с предыдущим годом составил 129%, в 2001 г. – 117,1%. Соответственно, темпы  роста объемов финансовой помощи изменялись обратно пропорционально: в 2000 г. – 109,1%, в 2001 г. – 192,1%. В итоге можно выделить две тенденции:

темпы роста собственных доходов  местных бюджетов возрастают умеренными темпами, практически не опережающими темпы инфляции, основным показателем которой является индекс роста потребительских цен, составившем в 2000 г. 120%, в 2001 г. – 120,9[1];

резкий рост объема финансовой помощи свидетельствует о снижении уровня самообеспеченности большинства муниципальных образований, увеличении объема расходных обязательств, централизации налоговых доходов не только на республиканском, но и на федеральном уровне.

Как видим, собственные доходы местных бюджетов в 2001 г. стали выполнять еще менее значительную роль, чем в предыдущие годы. В результате снизилось значение налоговых доходов при формировании бюджетных ресурсов муниципальных образований. Так, в 1999 г. их удельный вес в общем объеме доходов составил 48,6%, в 2000 г. – 51,2%, в 2001 г. – 33,8%. Вместе с тем, в объеме собственных доходов налоги выполняют определяющую роль в отличие от неналоговых доходов, доля которых в рассматриваемом периоде колебалась несущественно - в пределах 2,3-6,6%. При этом основным источником неналоговых поступлений на протяжении анализируемых лет выступали доходы от продажи государственной собственности.

В структуре налоговых доходов  наибольшие суммы поступлений обеспечиваются за счет прямых налогов на прибыль и доход. Основным по значимости доходным источником является подоходный налог с физических лиц. Его позиции в формировании местных бюджетов постепенно укрепляются, что связано с достаточной стабильностью данного налогового источника. В 1999 г. этот налог уступал по доходности налогу на прибыль предприятий и составлял 15,9% от всех налоговых поступлений, однако, в 2000 г. и 2001 г. он увеличился и составил 22,8% и 34,5%, соответственно. По сравнению с подоходным налогом с физических лиц поступления по налогу на прибыль предприятий, за исключением 1999 г (18,6%)., несколько ниже: в 2000 г. – 14,9%, в 2001 г. – 22,2%. Снижение его роли, главным образом, обусловлено пересмотром норматива зачисления данного налога в местные бюджеты и смещения по вертикали доходных поступлений по этому источнику с местного уровня на республиканский. Кроме того, прибыль предприятий, являющейся налоговой базой для исчисления данного налога, не носит устойчивого характера и во многом зависит от сложившихся экономических условий.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ