Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления. Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

1. Для выступающих в  качестве работодателей страхователей,  за исключением выступающих в  качестве работодателей организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых, семейных  общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Для выступающих в  качестве работодателей организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых, семейных  общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным [25,316].

Под государственной пенсией (далее - пенсия) понимаются ежемесячные  денежные выплаты, предназначенные  для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи  с достижением установленного законом  возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Для разработки эффективной  модели развития государственного пенсионного  страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного  обеспечения:

- социальная пенсия, которая  предоставляется государством вне  зависимости от наличия и величины  трудового вклада граждан страны  в случае наступления пенсионного  возраста, т. е. предоставляется  тем гражданам, которые нуждаются  в текущем доходе и не смогли  приобрести права на трудовую  пенсию;

- трудовая пенсия, которая  назначается и выплачивается  гражданам исходя из размера  страхового взноса и трудового  стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются  - солидарно-распределительному или  накопительному);

- дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо  за счет самофинансирования гражданином  собственной будущей пенсии из  текущего дохода, либо за счет  взносов работодателя в негосударственный  пенсионный фонд на именные  счета своих работников, либо  по комбинированной программе.

Назначение трудовых пенсий регулируется Законом о трудовых пенсиях, а пенсии по государственному пенсионному обеспечению - Законом  о государственном пенсионном обеспечении.

Трудовая пенсия - это  ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам  заработной платы (иного дохода), которую  получали застрахованные лица перед  установлением им трудовой пенсии либо утратившие нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из двух частей: страховой и накопительной. Размер каждой части рассчитывается отдельно по особым правилам. Однако физически  накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться не ранее 2022 года. В трудовой пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть  не предусмотрена.

Возникновение права на трудовую пенсию закон связывает с уплатой  страховых взносов в ПФ РФ; именно от суммы эти взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете гражданина, зависит будущий размер его трудовой пенсии.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляется  гражданам в целях компенсации  им заработка (дохода), утраченного  в связи с прекращением государственной  службы; либо в целях компенсации  вреда, нанесенного их здоровью при  прохождении военной службы, в  результате радиационных и техногенных  катастроф, в случае наступления  инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом  возраста,; либо нетрудоспособным гражданам  в целях предоставления им средств  к существованию.

Законодательством установлены  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу  лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.

Хотя для отдельных  видов пенсий по государственному пенсионному  обеспечению может требоваться  стаж определенной работы, засчитываемой  с страховой стаж, от факта уплаты и суммы страховых взносов размер указанных пенсий все же не зависит. Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, государственным служащим субъектов РФ, муниципальным служащим и военнослужащим (кроме военнослужащих по призыву); пенсия по старости - гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; пенсия по инвалидности - военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, а также подвергшимся воздействию радиации граждан. Кроме того, членам семей военнослужащих (в том числе по призыву), а также семей граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, может назначаться социальная пенсия (по случаю потери кормильца). Социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеет те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа. Право на пенсию в соответствии с российским законодательством имеют все граждане России независимо от места их проживания [27,6].

Таким образом, основы регулирования  обязательного пенсионного страхования  на территории РФ наряду с регулированием правоотношений в системе обязательного  пенсионного страхования, а также  определением правового положения  субъектов обязательного пенсионного  страхования устанавливаются Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Неотъемлемой частью обязательного  пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение  граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:

- страховая и накопительная  части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная  части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой  пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на  погребение умерших пенсионеров,  не работавших на день смерти.

 

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

Пенсионный  фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами.

Можно выделить четыре основных этапа в организации  и развитии как Пенсионного фонда Российской Федерации, так и пенсионного обеспечения в целом. Рассмотрим каждый их них.

Пенсионный  фонд Российской Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1. Целью образования ПФР является государственное управление финансами  пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета  РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно законодателем  было предусмотрено следующее:

1. Пенсионный  фонд РСФСР является самостоятельным  кредитно-финансовым учреждением  РСФСР, осуществляющим свою деятельность  применительно к Закону РСФСР  от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской  деятельности» и реализующим  свои функции в пределах действующего  законодательства РСФСР.

2. Все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в 1991 году взносы на социальное страхование в размере 26% по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4% - в Фонд социального страхования РСФСР.

3. Руководство Пенсионным фондом РСФСР осуществляется Правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией.

4. Пенсионный фонд РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР.

5. Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и Правлению Пенсионного фонда РСФСР с участием профсоюзов РСФСР до 1 января 1991 года разработать и представить в Верховный Совет РСФСР:

- условия  и порядок уплаты гражданами  обязательных страховых взносов  в Пенсионный фонд РСФСР;

- порядок  взимания и учета страховых  взносов, уплачиваемых предприятиями,  учреждениями и организациями  в Пенсионный фонд РСФСР;

- Положение  о Пенсионном фонде РСФСР.

В соответствии с постановлением № 442-1 Верховным  Советом РСФСР были приняты Временное  положение о Пенсионном фонде  РСФСР и Порядок уплаты страховых  взносов предприятиями, организациями  и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, которые утратили силу на основании  пункта 8 постановления Вопросы Пенсионного  фонда Российской Федерации (России), принятого уже Верховным Советом  Российской Федерации. Данным постановлением утверждены и введены в действие с 1 января 1992 года Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и  Порядок уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, состоявшим из трех документов.

Действовавшая до 1991 года система пенсионного обеспечения  функционировала в рамках общей  системы социального обеспечения  и социального страхования. Она  охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся масс, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны [49,34].

В течение 1996-1997 г.г. второго этапа реформы  Правительством РФ предполагалось осуществить  подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором  были бы отражены основные положения  Концепции. Однако в рассматриваемом  периоде продолжили свое влияние  тенденции характерные для дореформенного периода. Поэтому проект закона не был  подготовлен.

В результате всего комплекса существующих в  стране негативных социальных и экономических  тенденций развития, дополненных  накоплением долгов по финансированию выплат пенсий, к концу 1997 г. выявилась  потребность в разработке принципиально  новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей  и уточняющей положения ранее  утвержденной Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения.

Третий  этап (1998-2001 г.г.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы  в Российской Федерации. Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод  формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы России. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы.

Особенностью  данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного  обеспечения стало полное погашение  Пенсионном фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд. деноминированных рублей.

Четвертый этап пенсионной реформы начался  с 2002 года, но многие вопросы пенсионного  обеспечения к этому времени  не были решены. Дело в том, что новая  пенсионная система Российской Федерации  уже на стадии формирования практически  не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и  возникающих у нее государственных  пенсионных обязательств. Большая часть  средств Государственного страхового фонда СССР к этому времени исчезла в неизвестном направлении. Вследствие этого законодатель устанавливает ограничения, отсекающие часть государственных обязательств и ограничивающие будущие пенсионные права граждан. Прежде всего к ним относятся лица, получающие более высокие доходы, с которых выплачиваются более высокие страховые взносы.

В настоящее  время осуществляется плановое сокращение управлений ПФР, входящих в состав территориальных  органов ПФР, и создание клиентских служб, на которые возлагаются посреднические функции между застрахованными  лицами и пенсионерами, с одной  стороны, и отделениями ПФР - с  другой. Организационная структура  пенсионной системы представлена на схеме 1.

Информация о работе Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ