Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

В доходы бюджета Фонда  в 2008 и 2009 годах включены суммы единого  социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с  недостатком средств на выплату  базовой части трудовой пенсии, суммы  недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.

 

График 1. Динамика собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды

 

Из графика видно, что  помимо того, что увеличился объем  самого фонда с 206,44 млрд. руб. (за 2008) до 232,00 млрд. руб. (за 2009), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд. руб. с 154,51 млрд. руб. (2008) до 180,43 млрд. руб. (2009)).

В 2010 году предусмотрены поступления  сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию  на 1 января 2010 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

Остаток средств резерва  бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2010 года, в части не связанной  с обязательным накопительным финансированием  трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:

58,22 млрд. рублей - денежные  средства;

38,92 млрд. рублей размещено  в ценных бумагах, из них:

37,66 млрд. рублей - в облигации  федерального займа с фиксированным  купонным доходом (в валюте Российской Федерации);

1,26 млрд. рублей - в ценных  бумагах кредитных организаций,  принятых в счет погашения  просроченной задолженности по  страховым взносам в Фонд, образовавшейся  до 1 января 2010 года.

В доходной части бюджета  Пенсионного Фонда на 2010 год учтены доходы от размещения временно свободных  средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.

В 2010 году в связи с переводом  натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета была предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

Общее число пенсионеров  в 2008 году составило - 38,2 млн. чел в 2009 году-38,3 млн. чел, а в 2010 году уже - 38,4 млн. чел.

В долгосрочной перспективе  планируется снижение численности  постоянного населения России к 2015 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн. чел.

При этом численность населения  трудоспособного возраста сократиться  на 9,5 млн. чел. и составит в 2015 году 82,4 млн. чел или 56,6% от общей численности  населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2009 году.

Удельный вес численности  пенсионеров в общей численности  населения Российской Федерации  с 25,3% в 2009 году до 26,66% в 2015 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2015 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2009 - 135 человек.

Расходы бюджета Фонда  в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием  трудовых пенсий, в 2009 году определены в сумме 1176,13 млрд. рублей, что составляет 125,1% по сравнению с указанными расходами  Фонда, установленными бюджетом на 2008 год и 146,3% по сравнению с 2007 годом.

В целом расходы на выплату  и доставку трудовых пенсий в 2010 году составят 959,12 млрд. рублей, что составляет 113,9% к соответствующим расходам бюджета Фонда на 2010 год.

Общие расходы на выплату  и доставку базовой части трудовой пенсии, финансируемой за счет сумм единого социального налога и  средств федерального бюджета, предусмотрены  в сумме 341,17 млрд. рублей.

Проектом федерального бюджета  предусмотрен предельный объем субвенций  бюджету Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного  материального обеспечения, пособий  и компенсаций в объеме 64,99 млрд. рублей.

Планируемый объем текущих  поступлений страховых взносов  не покрывает расходов, предусмотренных  на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и другие расходы.

Покрытие текущего дефицита в целях обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета  в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по распределительной  составляющей бюджета по состоянию  на 1 января 2011 года (97,14 млрд. рублей). В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации планирует осуществить продажу всех активов, в которые были размещены временно свободные средства бюджета Фонда.

 

3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства

 

Исходя из прогнозных оценок макроэкономических параметров развития нашей страны, принятых в Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума (1,35% ВВП) в начале 2020-х гг.

При этом если в 2010 г. несбалансированность составила около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.

При этом темпы роста расходных  обязательств федерального бюджета  на покрытие дефицита пенсионной системы  вплоть до середины 2020-х гг. будут  опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующие  годы - даже темпы роста инфляции.

Такая негативная тенденция  обусловлена множеством причин. Однако наиболее существенный вклад в нарастание разбалансированности бюджета ПФР  вносит фактор снижения доли налогово-страховых  отчислений на формирование пенсионных прав застрахованных лиц, определенных действующим налоговым законодательством.

В долгосрочной перспективе  при сохранении условий формирования пенсионных прав (начисления страховых взносов) объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования (эффективный тариф страховых взносов), по причине опережающего роста размера заработной платы будет сокращаться: с 11,45% в 2011 г. до 0,59% в 2050 г., т.е. почти в 20 раз. Еще быстрее будет снижаться эффективный тариф взносов на страховую часть трудовой пенсии - с 8,8% в 2011 г. до 0,3% в 2050 г., т.е. более чем в 25 раз.

Разница в динамике показателей  объясняется постоянным увеличением  до середины 2020-х гг. части страховых  взносов, отвлекаемых на накопительную  часть трудовой пенсии лиц моложе 1967 года рождения, доля которых к  этой дате достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.

Ответственность государственного бюджета по финансированию базовой  части трудовой пенсии для поддержания  в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне ПМП в Российской Федерации, достигнутого к 2011 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2011 г. до 2,1% в 2050 г., т.е. более чем в 4 раза.

Государственные обязательства  по финансированию страховой части  трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста заработной платы. Однако суммы текущих поступлений  в бюджет ПФР, по актуарным расчетам, будут сокращаться по причине  планируемого уменьшения численности  занятых трудовой деятельностью. Возникающую  разницу придется полностью покрывать  за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере: с 1,5% фонда оплаты труда в 2011 г. до 4,1% к 2022 г.

В результате этой тенденции  к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отойдет от страховых принципов, так как 3/4 доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При этом доля расходов бюджета на финансирование пенсионной системы, включая накопительную составляющую, сократится с 8,2% ВВП (в том числе на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2011 г. до 2,1% ВВП в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

Необходимо отметить еще  одну тенденцию, обусловленную действующим  механизмом индексации пенсионных прав: отставание индекса роста доходов  ПФР в расчете на 1 пенсионера от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002 - 2009 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза. Данная тенденция резко усиливается  в условиях финансового кризиса.

Кроме того, начиная с 2012 г. основным факторами снижения темпов роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера станут не повышение пенсионной нагрузки на трудоспособное население (рост числа пенсионеров по отношению к числу наемных работников в 1,72 раза за период 2011 - 2050 гг.) и не увеличение объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений лиц 1967 года рождения и моложе (в 2 раза за период 2011 - 2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов (по причине роста заработной платы и сохранения регрессивной шкалы).

Из-за отставания темпов роста  доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера по отношению к индексу роста  цен проиндексировать страховую  часть пенсии по этому показателю начиная с середины 2010-х гг. можно будет не чаще 1 раза в год.

Сокращение доходных источников бюджета ПФР в действующей  пенсионной системе ведет к увеличению масштабов проблемы, связанной с  сохранением пенсионных прав застрахованных лиц, которые отражаются в коэффициенте замещения: к 2050 г. он снизится до 3,4% против 25,6% в 2009 г. и 36% до начала пенсионной реформы 2002 г. Это означает, что при сохранении условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивается главный принцип обязательного пенсионного страхования - государственная гарантия пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируются права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, усиливается неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.

Следующий макроэкономический фактор, оказывающий негативное воздействие  на пенсионную систему, - планируемое  сокращение численности лиц, работающих по найму: с 48,5 млн - в 2010 г. до 39,1 млн человек - в 2050 г. В то же время численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, увеличится с 37,3 млн до 51,7 млн человек. Таким образом, пенсионная нагрузка возрастет с 0,77 до 1,32, т.е. в 1,7 раза.

В практике западных стран  для сохранения пенсионных прав застрахованных лиц в условиях негативного воздействия  демографических и макроэкономических факторов используется накопительная  составляющая обязательного пенсионного  страхования. При этом теоретически потери пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном сегменте пенсионной системы должны замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями, которые в условиях устойчивого экономического развития позволяют достигать более высокой эффективности.

Однако, как показывают долгосрочные актуарные расчеты, объем средств, направляемых на накопление, с учетом ожидаемых параметров развития экономики  и доходности финансового рынка  в условиях нашей страны недостаточен даже для сохранения накопленного пенсионного  капитала и поддерживания заданного  целевого уровня замещения утраченного  заработка.

Актуарные расчеты подтверждают, что накопительная составляющая трудовой пенсии не окажет позитивного  влияния на показатели пенсионной системы по крайней мере до 2027 г., когда установленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г.

Даже к 2050 г. доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии по старости не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит менее 1% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.

Таким образом, актуарный  прогноз показывает углубление негативных тенденций, которые без реализации мер государственного регулирования  макроэкономической ситуации не позволят стабилизировать финансовое положение  пенсионной системы, необходимое для  приведения ее в соответствие страховым  принципам. Обеспечить существенное повышение  жизненного уровня пенсионеров в  этих условиях можно будет лишь при  постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.

3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров

 

Целевыми ориентирами  повышения уровня пенсионного обеспечения  предусматривается разный уровень  благосостояния для различных поколений  застрахованных лиц (рис.1):

для нынешних пенсионеров  и тех, кто подпадает под правила  дореформенной и новой системы, предполагается довести средний  размер трудовой пенсии по старости до 2,5 ПМП;

для тех, кто начал трудовую деятельность после 1 января 2002 г., должны быть созданы условия для самостоятельного формирования трудовой пенсии по старости на уровне 40% заработка, с которого уплачивались взносы, за весь период трудовой деятельности.

Для всех поколений пенсионеров  устанавливается обязательное правило: уровень пенсионного обеспечения  с учетом мер социальной поддержки  должен быть не ниже ПМП.

 

 

Рис.1. Целевые ориентиры повышения пенсионного обеспечения

┌────────────────────────────────────┐   ┌────────────────────────────────┐

│     Для нынешних пенсионеров и     │   │     Для застрахованных лиц,    │

│ застрахованных лиц, подпадающих под│   │    полностью подпадающих под   │

Информация о работе Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ