Бюджетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Финансы - экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения части национального продукта в стоимостном выражении, и создания, использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться соответствующими показателями. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их движения.

Файлы: 1 файл

Лекция 2 для 4ТВ.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговая политика

государства

 

Понятие финансов и финансовой системы

 

Финансы - экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения части национального продукта в стоимостном выражении, и создания, использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться соответствующими показателями. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их движения.

Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему.

Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых  систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть находилась в распоряжении предприятий, учреждении. Во-вторых, централизованное руководство финансами сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и местных бюджетов в основном совпадали.

Принцип фискального  федерализма лежит в основе построения финансовых систем развитых стран. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. К примеру, в США доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти формируются за счет разных источников. В разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам.

Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном - в финансовой системе они занимают определяющее положение. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, унитарных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых предприятий и т.д.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов — внебюджетные фонды. Они имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования целевых мероприятий. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды.

Государственные займы  связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, предприятий, организаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия — кредиторами.

Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в  роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд  из бюджетных средств.

Таким образом, кредит помогает формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.

Налогообложение: сущность и принципы

  Налоги служат, во-первых, главным  источником пополнения доходов  государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Основным элементом налогообложения  являются налоги. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения потребностей общества. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

  • эффективность – налогообложение призвано выравнивать доходы с целью сокращения их дфференциации;
  • всеобщность - охват налогами всех субъектов хозяйствования;
  • обязательность;
  • равенство - взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования;
  • однократность – двойное и более взимание налога недопустимо;
  • стабильность - ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными;
  • прозрачность - простота и доступность для восприятия;
  • гибкость - налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода; у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога (то есть налог изначально должен быть дифференцирован).

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехуровневой. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) — на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственный бюджет – налоговые поступления составляют большую его часть; вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно  стимулировать развитие отдельных отраслей, обеспечивать платежеспособный спрос населения.

Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, обязанное платить налог. Объектом налогообложения является доход, товар или имущество, подлежащее налогообложению.

  Налоговой ставкой называется величина налога, взимаемого с объекта налогообложения.

Виды налогов

 

В зависимости от избранных критериев  налоги могут быть классифицированы следующим образом.

По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются налоги на доходы конкретных физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества конкретных владельцев (налог на недвижимость, земельный налог).

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги, и таким образом, уплачиваются покупателем (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и меховые изделия).

По принципам построения различают

  • пропорциональные налоги - ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика, например, подоходный налог в России – единый и равен 13%;
  • регрессивные налоги - ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика; этот вид налога применяется при необходимости стимулирования деятельности предприятий, стоящих перед потенциальной угрозой банкротства;
  • прогрессивные налоги – их ставки возрастают по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения; этот налог считается классическим и наиболее эффективным.

По характеру использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специальные имеют строго определенное назначение.

По масштабам различают государственные и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые — местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

При построении налоговой  системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками r и объемом налоговых поступлений R в государственную казну, которая выражается кривой Лаффера (рис.33).

 



 

 

 

 

 

 

Рис.33. Кривая Лаффера

 

Согласно кривой Лаффера при  ставке налога г = 0 налоговые поступления  равны нулю. По мере  возрастания  ставки налога они увеличиваются. При  ставке r0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений Ro. Согласно Лафферу предельная величина налога на прибыль r0 =30%.

Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений, так как чрезмерно высокие налоговые ставки будут препятствовать дальнейшему развитию предпринимательской деятельности, а имеющиеся предприятия будут прекращать ее. При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Госбюджет и  его основные статьи

 

Основой финансовой системы является бюджет – основной финансовый документ государства. По своей экономической сущности государственный бюджет есть совокупность финансовых отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Государственный бюджет принимается на один календарный год раз в год (например, на 1 января каждого года). В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США — с 1 октября.

В России по уровням различают следующие виды бюджета: государственный бюджет (федеральный); республиканский (края, области); местный; бюджеты государственных организаций (бюджетных) и  системы социального страхования. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты, В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия).

Выделяют следующие  принципы формирования бюджета.

  1. Принцип единства означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы
  2. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений.
  3. Принцип правдивости.
  4. Принцип гласности - правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет ряд функций:

  • перераспределительную - через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;
  • регулирующую - изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы;
  • контрольную - движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
  • стимулирующую - формирование сбалансированного бюджета способствует стабильному экономическому развитию;
  • социальную – бюджетные средства обеспечивают поддержку неимущих, непроизводственной сферы, экологической среды.

 

Структура бюджета; его  расходы и доходы

 

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета делятся на следующие группы:

  • расходы на социальную сферу (культура, образование, здравоохранение, социальная поддержка граждан);
  • содержание и развитие науки;
  • содержание армии;
  • содержание силовых структур;
  • военно-промышленный комплекс;
  • посольские и представительские расходы;
  • содержание администрации;
  • непредвиденные расходы;
  • прочие расходы;
  • обслуживание государственного долга.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства