Бюджетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Финансы - экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения части национального продукта в стоимостном выражении, и создания, использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться соответствующими показателями. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их движения.

Файлы: 1 файл

Лекция 2 для 4ТВ.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Каждая группа состоит  из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Подобная классификация помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу.

В структуре доходов бюджета основным источником доходов являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Во многих странах  при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к  рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы бюджета превышают его доходы.

Различают структурный и циклический  дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят о бюджетном профиците.

Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВЦП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от ВНП.

 

 

Государственный долг

 

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг - сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний  долг. Внутренний долг - долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний - задолженность гражданам, международным кредитным организациям, правительствам других стран.

При внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит.

При внутреннем долге не происходит активного вывоза товаров и услуг  за рубеж, однако и он вызывает целый  ряд серьезных проблем. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги, как правило, покупают наиболее обеспеченные слои населения. Во-вторых, чтобы погашать долг, правительство вынуждено поднимать ставки налогов. В-третьих, выпуск в обращение государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента. Наконец, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

 

Создание денег; роль государства и банка

 

Создание денег - эмиссия денег,  то есть выпуск в обращение денег, акций,  облигаций  и  других денежных средств. 

При золотом  обращении в случае несовпадения наличной денежной массы и потребного для обращения количества денег либо золото осядет в виде сокровищ,  либо появятся заменители наличных  денег (чеки, векселя).

При бумажно-денежном и кредитном  обращении саморегулирование эмиссии  прекращается. Границы эмиссии должны определяться потребностями кредитования производственного  и  торгового  оборота,  а также покрытием  государственного долга.  В качестве эмиссионного органа во всех странах выступает   центральный  банк,  который  в большинстве стран принадлежит государству. Там, где он не принадлежит государству (Федеральная Резервная  Система  Штатов,  Швейцарский национальный  банк),  его  действия определяются законами правительства.

Центральный банк  прежде  всего эмитирует банкноты,  казначейские билеты,  различные монеты. При этом центральный банк должен выпускать дополнительные платежные средства при наличии прироста производства товаров и услуг по сравнению с прошлым периодом.

Основным каналом эмиссии денег  выступает  депозитно-чековая система. Депозитно-денежная эмиссия,  служащая основой для расчетов и значительно превосходящая по своему объему банкнотную, производится коммерческими банками.

Денежная масса увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды  своим  клиентам и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды. Отмеченная система имеет для банков определенные серьезные ограничения:

      • банкиры должны найти субъекты,  желающие занять деньги  на платных условиях;
      • коммерческий банк действует в рамках ограничений, налагаемых его резервами.

Центральный банк устанавливает обязательный резерв, который коммерческий банк  должен иметь в виде вклада в центральный банк. Резервная норма или резервное отношение R  определяется  делением обязательных резервов  коммерческого  банка на обязательства коммерческого банка по бессрочным вкладам. Наличие обязательного резерва центральный банк использует для контроля за процессом выдачи банковских ссуд,  а, следовательно, и за процессом эмиссии денег. Это же делается в целях обеспеченности страхования и ликвидности вкладов.

Центральный банк  в  зависимости от состояния экономики  имеет право увеличивать или  уменьшать резервы банковской системы. Таким путем преследуются следующие цели:

      • с одной стороны, обеспечение коммерческому банку получения прибыли от кредитов;
      • с другой - обеспечение ликвидности вкладов.

Возможности коммерческого  банка значительно расширяются, если процесс создания денег рассматривать не в рамках отдельного банка, а в рамках всей системы коммерческих банков страны.  Это обусловлено тем, что резервы, которые теряет один банк при  выдаче ссуды, не теряются банковской системой в целом (резервы, потерянные банком А, приобретаются банком В и т.д.).

 

Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства

 

Громадное влияние,  которое  оказывает на состояние экономики  денежное обращение, вызывает необходимость государственного регулирования этого  процесса.  Это  регулирование  осуществляется по следующим направлениям:

      • определение объема денежной массы на данный период;
      • направление потоков движения денежной массы в народном хозяйстве;
      • мероприятия по поддержанию устойчивости денежного  обращения и повышению покупательной способности денег.

В конечном счете, государственное регулирование денежного обращения должно  обеспечить соответствие количества денег действительным потребностям обращения.

Институтом, который отвечает за денежное обращение, является центральный банк. Именно ему предоставляется право эмиссии денег. В большинстве стран центральный банк выполняет свои функции самостоятельно и пользуется прочной автономией. Банк не ставит своей задачей получение прибыли. Его функция - организация денежного обращения. С этой целью центральный банк руководит  деятельностью коммерческих банков, выполняет законотворческую функцию, касающуюся денежного обращения,  выпускает необходимый  инструктивный  и другой материал,  контролирует  работу  всей  банковской системы, строит отношения с другими банками так, чтобы вся денежная система была  управляемой и чтобы банк мог регулировать денежное обращение в стране.  Центральный банк не должен поддаваться  давлению со стороны государства, и не должен идти по пути обеспечения кассовых дефицитов дополнительными эмиссиями.  Он обязан также дозировать кредитные потоки коммерческих банков.

Для выполнения своих  функций банк располагает  соответствующим инструментарием кредитно-денежной политики. Основными инструментами являются:

      • операции на открытом рынке;
      • изменение резервной нормы;
      • изменение учетной ставки.

Операции на открытом рынке являются основным рабочим инструментом  регулирования  денежного обращения (в целях увеличения денежного обращения банк скупает  ценные  бумаги  у  коммерческих банков или населения,  и выписывает со своего счета чеки на сумму купленных ценных бумаг (либо выплачивает деньги)). Чеки депонируются в коммерческие банки, часть денег возвращается в центральный банк в виде резервного фонда;  другая часть идет на цели кредитования.

Мощным средством регулирования денежного обращения является изменение резервной нормы. Уменьшение резервной нормы приводит к увеличению денежной массы, расширяет возможности кредитования,  тем самым увеличивая денежную массу; и наоборот.

Изменение резервной  нормы создает условия для использования множества других кредитно-денежных инструментов. В экономике изменение резервной нормы принято считать  грубым,  примитивным средством регулирования денежного обращения.

Изменение учетной  ставки.  Центральный банк обладает  возможностью предоставлять ссуды коммерческим банкам, обладающим твердым финансовым положением.  Ставка процента, по которой выдаются такие ссуды, называется учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования). Для расширения денежной массы учетная ставка процента должна быть понижена. Таким образом, снижение учетной ставки расширяет предоставляемые ссуды, которые дают возможность коммерческому банку увеличивать объем кредитования.

Помимо этих инструментов,  центральный банк может  использовать целый ряд других мер. Так, центральный банк обладает правом, разрешающим создание новых коммерческих банков (лицензирование). Центральный банк  имеет право устанавливать нормативы для коммерческих банков,  в том числе минимальный размер уставного  фонда. Центральный банк  устанавливает предельные соотношения между размером собственных средств коммерческого банка и суммой его  активов.

В проведении денежной политики различают два направления:

1.  "Политика дешевых денег". В ее задачу входит сделать кредит дешевым и легкодоступным. Такая политика практикуется, когда имеет место экономический спад, безработица. Это требует увеличение денежной массы, чтобы способствовать поглощению свободных ресурсов.

Основные мероприятия:  покупка ценных бумаг на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Все это увеличит избыточные резервы коммерческих банков,  предложение денег, совокупный спрос.

2.  "Политика дорогих денег". Ее цель - ограничить предложение денег с тем,  чтобы понизить расходы и сдержать инфляционную спираль. Отмеченные ранее мероприятия осуществляются  в  обратном направлении.

В условиях административно-командной  экономики денежное обращение полностью регулировалось государством.  Регулирование денежного обращения осуществлялось на основе таких документов,  как баланс денежных доходов и расходов населения. Безналичные расходы шли в рамках выделенных средств.  Оперативным документом, регулирующим денежное обращение,  был кассовый план госбанка.  Эта система страдала такими недостатками:

      • финансы были лишены самостоятельных функций;
      • подрывалась материальная заинтересованность;
      • "дешевые деньги"  создавали напряжение в строительной отрасли и материально-техническом снабжении.

В Российской  Федерации  денежное обращение регулируется специальным законом "о денежной системе". Трудности с денежным обращением вызваны спадом производства, причинами, обусловившими инфляцию. В данный момент не устанавливается золотое содержание рубля. Наличные деньги выпускаются в виде банкнот и монет.  Банкноты принимаются по их нарицательной стоимости. Центральный банк несет ответственность за купюрное строение денег,  определяет порядок и условия расчетов в иностранной валюте.

Имеет место наличный и безналичный расчет.  Безналичные  расчеты устанавливаются банком России. Существуют суммы, которые необходимо оплачивать в чековой форме. Банк осуществляет производство, перевозку, хранение денежных средств.

Банковская система  России весьма специфична. Россия наследовала  чрезвычайно отсталую банковскую систему,  главной чертой которой была  высочайшая  степень  ее  монополизации.  По существу, действовал только один банк - государственный.  Он имел специализированные ответвления - отраслевые банки:  Сбербанк,  Промстройбанк, Жилсоцбанк,  Внешторгбанк и т.д.  Все они имели  на  местах свои филиалы.  Ни одного негосударственного банка в СССР, а затем в России, не было. Другая специфическая особенность заключается в том, что  Госбанк всегда кому-нибудь да подчинялся.  Или Минфину, или Верховному Совету,  или премьер-министру.  Иначе говоря, российская банковская система никогда не была независимой,  а именно эта черта - независимость - и  есть  главное  условие  выполнения банком своих функций,  из которых стратегическими являются сохранение и защита устойчивости денежного обращения и крепости национальной валюты.

Особенностью российских банков является их универсальность. Банки практически занимаются только кредитными операциями, наиболее общими и архаичными для всех банков во всех  странах  делом.  Чтобы стать специализированным  банком, необходимо  подняться на новый качественный уровень работы:  знание отрасли,  ее места в системе народного хозяйства,  технологического  и организационного уровня производства в ней. Безусловно, за специализированными банками - будущее.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства