Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:44, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий
2. Дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
3. Рассмотреть недостатки и преимущества межбюджетного выравнивания
4. Выявить региональные проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Введение 2
1. Понятие и принципы федеративного устройства РФ 3
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. 3
1.2 Принципы построения бюджетной системы. 6
1.3 Понятие и сущность бюджетного федерализма. 9
1.4 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание. 11
2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ. 16
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов. 16
2.2 Проблема рентных отношений. 17
2.3 Процесс укрупнения регионов. 20
3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Средства фонда направляются двум группам регионов: "нуждающимся в поддержке" и "особо нуждающимся в поддержке". Сложившийся порядок имеет немало изъянов. Душевой бюджетный доход не является достаточно надежным критерием различий в экономическом положении регионов, поскольку не учитывает значительной разницы в местных ценах, влияющей на соотношения в уровне жизни и в прожиточном минимуме разных территорий. При этом во внимание принимаются лишь денежные средства региональных бюджетов без учета внебюджетных фондов и других источников, из которых складываются реальные средства, которыми располагает регион.
Главное же состоит в том, что
помощь из центра не носит целевого
характера, не стимулирует региональные
органы управления совершенствовать свою
собственную деятельность и полнее
использовать внутренние возможности
хозяйства соответствующих
В итоге взаимоотношения
Не случайно с недавних пор идет
процесс консолидации субъектов-доноров
с целью проведения согласованных
действий по отношению к федеральному
центру и к регионам-иждивенцам.
Тем самым зреют новые
Спецификой Российской Федерации
является наличие на ее территории
регионов, богатых природными ресурсами
федеральной и мировой
Наличие в России крупных месторождений полезных ископаемых, с одной стороны, «спровоцировало» здесь кризисные явления в экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов» и сформировав здесь уродливую отраслевую структуру экономики, с другой – позволило все-таки выстоять в исключительно сложных кризисных условиях.
Новые российские сырьевые компании,
ориентируясь на мировую конъюнктуру
цен, сумели существенно нарастить
производство и стать реальными
инвесторами, что было уже недостижимо
в условиях плановой централизованной
экономики. В то же время этот рост
сопровождался формированием
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствие
с Конституцией Российской Федерации[2]
и с федеральным
Тем самым регионы и их население
фактически исключаются не только из
участия в реальном процессе совместного
владения государственным фондом недр,
но также в формировании путей
и направлений решения
Существует еще одна важная проблема
в сфере управления недропользованием,
связанная с изъятием сверхприбылей
у крупных компаний, эксплуатирующих
топливно-энергетические и другие природные
ресурсы на основе тезиса «справедливого
перераспределения природной
Крупные ресурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны, действительно,
учет рентной составляющей в цене
на продукцию топливно-
К позитивным итогам преобразований
в федеративных отношениях, осуществляемых
в последние годы, следует отнести
начавшийся процесс совершенствования
федеративной административно-
Во-первых – это сложность самой федеративной структуры России. Здесь существует несколько типов субъектов Федерации, имеются так называемые «сложносоставные субъекты», когда, например, в составе Красноярского края имеются два других субъекта Федерации (Эвенкийский и Таймырский автономные округа), статус субъектов Федерации имеют Москва и Санкт-Петербург и т.д. При этом российские регионы исключительно сильно отличаются по своим масштабам, по обеспеченности ресурсами, экономическому потенциалу.
Во-вторых, само количество субъектов Федерации чрезвычайно велико (89), в мире нет подобного аналога федеративного государства. Очевидно, что в условиях достаточно централизованной системы управления экономикой и социальной сферой в России, это сказывается на качестве государственного управления (естественно, не в лучшую сторону). Большое число субъектов Федерации усложняет вопрос государственного регулирования территориального развития, согласования интересов регионов, распределения федеральных ресурсов для поддержки депрессивных и отсталых территорий и т.д.
И, наконец, существует очень сложная проблема асимметричности российского федерализма, в том числе – политического и экономического «неравенства» ее субъектов.
Существует точка зрения, что
при укрупнении субъектов РФ эти
проблемы могут быть решены. Однако
здесь не все так просто. Ведь
вопрос не только в том, что субъекты
Федерации неравнозначны с
Объединение субъектов Федерации на основе договорных рамок, прописанных федеральным законом, предусматривающим формы и процедуры изменения границ субъектов Федерации и проведения соответствующих референдумов. Начало этому процессу уже положено в декабре 2003 г., когда произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Значение этого факта трудно переоценить, поскольку он показал первый пример объединения, а не разъединения российских регионов. На очереди объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Полагаем, что будет также инициировано объединение Хабаровского края и Еврейской автономной области, Камчатской области и Корякского автономного округа.
Подобное «естественное» укрупнение
регионов формально может сгладить
чрезмерную межрегиональную
Конечно, очень сложной представляется
ситуация с такими округами, как
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий,
которые являются существенно более
«богатыми», чем остальная часть
их «материнской территории» – Тюменской
области. В настоящее время достигнут
определенный баланс интересов этих
трех субъектов, в том числе и
в части межбюджетных отношений
и нарушать этот баланс инициированием
объединительного процесса было бы неразумным.
Другое дело, если до этого произойдет
инкорпорация Таймырского (Долгано-Ненецкий)
и Эвенкийского автономных округов
в состав Красноярского края. Тогда
остался бы единственный прецедент
функционирования «матрешечных» субъектов
Федерации в России (кроме субъектного
статуса Москвы и Санкт-Петербурга,
но это особый случай столичных городов)
и для ликвидации такого прецедента
было бы более обосновано объединение
Ханты-Мансийского и Ямало-
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
- проблема несоответствия
- проблема рентных отношений
– проблема государственной
- проблема укрупнения регионов,
решение которой может
Для наведения элементарного
1) Установить более четко круг
расходов, финансируемых из федерального,
республиканских и
2) Определить единые для всех
регионов доли перечислений в
федеральный бюджет от
3) Осуществлять финансовую
Информация о работе Бюджетный федерализм и региональные проблемы бюджетной системы РФ