Бюджетный федерализм и региональные проблемы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий
2. Дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
3. Рассмотреть недостатки и преимущества межбюджетного выравнивания
4. Выявить региональные проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и принципы федеративного устройства РФ 3
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. 3
1.2 Принципы построения бюджетной системы. 6
1.3 Понятие и сущность бюджетного федерализма. 9
1.4 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание. 11
2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ. 16
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов. 16
2.2 Проблема рентных отношений. 17
2.3 Процесс укрупнения регионов. 20
3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика общественного сектора.docx

— 50.82 Кб (Скачать файл)

Выделять трансферты дифференцированно  и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования  внутренних возможностей регионов в  интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.

4) Обеспечивать определенные финансовые  преимущества для регионов-доноров,  за счет которых живут регионы,  получающие федеральную помощь.

5) Применять систему санкций  как за нарушение сроков и  размеров перечислений предусмотренных  средств из республиканских и  региональных бюджетов в федеральный,  так и за нарушение сроков  и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

6) Систематически публиковать сведения  о целевом финансировании регионов  из федерального бюджета, а  также о конечных финансовых  взаимоотношениях Федерации с  республиками и регионами. 

7) Активнее привлекать территориальные  и местные торгово-промышленные  палаты к участию в формировании  бюджетов на местах.

Для решения проблемы рентных отношений  в суровых северных условиях необходима сильная система их государственной  поддержки, которая бы нейтрализовала или ослабила эти неблагоприятные  природно-климатические условия  и удаленность от основных развитых экономических и культурных центров  страны. Существующие масштабы и формы  такой поддержки явно недостаточны и в этих условиях практически  единственной реальной возможностью остается использование на местах доходов  рентного характера, в том числе  и с учетом реализации в сырьевых регионов принципов «устойчивого развития».

Одним из возможных вариантов финансового  обеспечения проблем в северных и восточных районах России могло  бы быть аккумулирование на уровне федеральных округов части доходов  рентного характера и их дальнейшее целевое использование на конкурсной основе на решение указанных проблем (например, на основе создания окружных «Фондов регионального развития», формируемых, наряду с другими источниками, за счет межрегионального перераспределения  ренты). В этом случае «территориальная привязка» ренты была бы не только к месту производства сырьевых ресурсов, но и распространялась бы на более  широкие ареалы (федеральные округа), формируя тем самым реальные финансовые ресурсы региональной политики макрорегионов  России.

Другим направлением использования  доходов рентного характера, учитывающим, например, интересы как северных (ресурсных), так и центральных и южных  районов Сибири, могло бы быть их целевое использование на осуществление программ переселения населения из «выработавших свой ресурс» отдельных северных территорий в более комфортабельные для проживания южные районы; на формирование в южных районах производственных «тыловых баз» северных территорий; на модернизацию производственных мощностей ряда машиностроительных предприятий центральных и южных регионов с их ориентацией на выпуск техники и оборудования для Севера; на формирование рекреационных зон в южных районах для северян.

Такой подход в большей мере был  бы ориентирован при решении вопроса  о «дележе» природной ренты на реализацию политики социальной ответственности  и партнерства крупного бизнеса  с учетом интересов населения  сырьевых и восточных районов  страны. Простое дополнительное изъятие  рентных доходов в федеральный  бюджет будет означать для крупных  компаний простое повышение налогового бремени и будет стимулировать  их к роли «временщиков» на территориях, на которых они осуществляют разработку природных ресурсов. Их политика освоения богатств Сибири, Дальнего Востока  и севера европейской части России в узкокорпоративных интересах  будет только усилена.

Для того, чтобы управление недропользованием  в России в контексте эффективной  региональной политики и федеративных отношений развивалось в нужном направлении, нужно повернуть эти  средства на четко сформулированные цели и нужды регионального развития, обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в систему контроля за их справедливым распределением, начать отработку согласительных процедур, механизмов взаимодействия власти, бизнеса  и населения.

Основой для будущего единения российских регионов должны послужить экономическая  специализация и взаимодополнение хозяйственных комплексов, но никак  не политические и иные предпочтения региональных элит и федеральных  лидеров. Между смежными субъектами Федерации часто бывает достаточно противоречий, и это нормальная ситуация в каждой стране, когда регионы цивилизованно реализуют свои конкурентные преимущества. Очевидно также и то, что эксперименты с «перекройкой границ» может себе позволить только стабильное в экономическом и политическом отношении государство. Россия приобретает сегодня такую стабильность и, по нашему мнению, это может быть дополнительным аргументом в объединительных процессах российских регионов и в модернизации федеративной структуры страны.

Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем  бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских  и региональных, а также муниципальных  бюджетов; отладить строгую и объективную  систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. А также  осуществить предложенные программы  по переселению населения и укрупнению регионов.

 

 

Заключение

 

Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Одной из центральных проблем  упорядочения бюджетной системы  страны и взаимоотношений Федерации  и регионов является проведение в  жизнь принципа бюджетного федерализма. Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и  «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система  межбюджетного выравнивания.   Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма  немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве. Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются: проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти; проблема рентных отношений – проблема государственной поддержки регионов, богатых природными ресурсами, а также проблема исключения регионов и их населения из участия в процессе совместного владения государственным фондом недр; проблема укрупнения регионов, решение которой может сгладить чрезмерную межрегиональную дифференциацию. Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов; отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств; обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров; осуществить предложенные программы по переселению населения и укрупнению регионов.

 

Список используемой литературы

 

  1. Евсеев П.И. Бюджетный федерализм и проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов в бюджетной сфере, Москва АЛЕВ-В 2003г. – 66с.
  2. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // РЭЖ 2002 №7
  3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора, ГУВШЭ, Москва, 2005г. – 530с.
  4. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства, ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.
  5. Селиверстов В. Современные тенденции федерализма и региональной политики в России в условиях укрепления власти // Казанский федералист 2004 №2
  6. Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. – Хабаровск, 2004 г. – 345 с.
  7. Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России // Свободная мысль-XXL 2005 №12
  8. Фомина Е.А., Михайлова Ю.В. Территориальные финансы: реализация принципов бюджетного федерализма, Уфа: РИО БАГСУ, 2006 г. – 180с.
  9. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4
  10. Швецов Ю. Эволюция Российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики 2005 № 8
  11. Якобсон Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление        по результатам? М: ГУВШЭ, 2006 г. – 20с.

 




Информация о работе Бюджетный федерализм и региональные проблемы бюджетной системы РФ