Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление проблем формирования и повышение эффективности использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- выявить роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- рассмотреть понятие, структуру, источники доходов и расходов местного бюджета;
- раскрыть процесс формирования и исполнения местного бюджета;
- изучить современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований;
- рассмотреть общую характеристику бюджета города Ставрополя;
- проанализировать источники доходов и расходов бюджета города Ставрополя;
- дать оценку исполнения бюджета города Ставрополя

Содержание работы

Введение
1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
1.3 Процесс формирования и исполнения местного бюджета
1.4 Современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований
2. Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)
2.1 Общая характеристика бюджета города Ставрополя
2.2 Анализ источников доходов и расходов бюджета города Ставрополя
2.3 Оценка исполнения бюджета города Ставрополя
2.4 Проблемы и перспективы формирования финансовой устойчивости местного бюджета города Ставрополя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

финансы вкр.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые  основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан  для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности  и населения муниципального образования  в целом.

1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники  доходов и расходов

Местное самоуправление -- обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов  местного самоуправления по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов [16;38].

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты -- один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности  населения.

Местный бюджет (англ. regional budget) - в  бюджетном законодательстве РФ форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). Местный бюджет называют также бюджетом муниципального образования. Местные бюджеты относятся к  третьему уровню бюджетной системы  РФ [23;84].

Бюджет муниципального образования - в РФ - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления [23;86].

При этом местный бюджет может быть дефицитным или профицитным.

Дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета развития над его  доходами, выраженное в абсолютных и относительных величинах.

Бюджет муниципального района и  свод бюджетов поселений, входящих в  состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей (таблица 1).

Таблица 1 - Бюджет муниципального образования

 

Доходная часть

Расходная часть

 

I. Собственные доходы:

I. Покрытие текущих расходов:

 

1. Местные налоги и  сборы

1. Расходы на содержание  и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства

 

2. Отчисления от федеральных  и региональных налогов и сборов

2. Расходы на муниципальное  здравоохранение

 

3. Доходы от операции  с ценными бумагами

3. Расходы на муниципальное  образование, культуру

 

4. Доходы от приватизации, аренды

4. Расходы на социальную  поддержку населения

 

5. Штрафы

5. Расходы на содержание  муниципальный транспорта

 

6. Заемные средства

6. Иные расходы

 

7. Иные доходы

II. Расходы на развитие

 

II. Иные финансовые средства:

7. вложения в социально-экономическое  развитие муниципального образования

 

8. Регулирующие доходы

8. Инвестиционная деятельность

 

9. Дотации

   

10.Субвенции

   

11. Субсидии

   
     

К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются  налогоплательщиками в местные  бюджеты [36;9].

К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в  соответствии с федеральными законами.

К другим собственным доходам местных  бюджетов относятся [26;48]:

1) доходы от приватизации и  реализации муниципального имущества;

2) доходы от сдачи в аренду  муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений, и  муниципальных земель;

3) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

4) доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

5) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

6) государственная пошлина, установленная  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

7) не менее 50 процентов налога  на имущество предприятий (организаций).

К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с  физических лиц в пределах  не менее 50 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль  организаций в пределах не  менее 5 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации) в пределах не менее  10 процентов в среднем по субъекту  Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт,  водку и ликероводочные изделия  в пределах не менее 5 процентов  в среднем по субъекту Российской  Федерации;

5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением  вопросов местного значения, установленные  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъекта  Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением долга по муниципальным  займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  также гражданской ответственности  и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части  местного бюджета устанавливается  уставом муниципального образования  или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Таким образом, местный бюджет отображает в денежном выражении план действий органов местного самоуправления на определенный период, как правило, на год. Каждое муниципальное образование  имеет собственное право на получение  в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета  субъекта Российской Федерации в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и законами субъекта Р.Ф.

1.3 Процесс формирования  и исполнения местного бюджета

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования [4].

Органы государственной власти гарантируют:

1) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно  определять направления использования  средств местных бюджетов;

2) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно  распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов, образовавшимися  в конце финансового года в  результате увеличения поступления  доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов  или уменьшения доходов местных  бюджетов, возникших вследствие  принятия федеральных законов  и законов субъектов Российской  Федерации, а также иных решений  органов государственной власти.

Формирование местного бюджета  осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных  социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной  власти.

Для оптимизации исчисления ожидаемых  доходов и расходов бюджетов муниципальных  образований бюджеты должны соответствовать  следующим принципам [10].

- Принцип единства бюджета означает  формирование его на основе  единой классификации доходов  и расходов в Российской Федерации  в соответствии с Законом РФ "О бюджетной классификации  в Российской Федерации".

- Принцип достоверности бюджета  предусматривает надежность показателей  прогноза развития территории, правильность  выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и  расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении  бюджета.

- Принцип самостоятельности заключается  в самостоятельном формировании, утверждении и исполнении местных  бюджетов, контроле за их исполнением  органами местного самоуправления, а также наличии собственных  источников доходов.

- Пpинцип сбалансированности бюджета  заключается в равенстве доходов  и расходов бюджета с учетом  установленного предельного дефицита  бюджета и принимаемых мер  по его покрытию.

- Принцип гласности означает  информирование населения о состоянии  формирования и исполнения бюджета  в установленные законом сроки.

- Принцип последовательности выполнения  задач при составлении и исполнении  бюджета означает, что каждое  муниципальное образование должно  так планировать и развивать  свое бюджетное хозяйство, чтобы  гарантировать последовательное  выполнение его задач.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются  государственными минимальными социальными  стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной  обеспеченности [23;19].

В качестве составной части местных  бюджетов могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

Представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги  и сборы и предоставлять льготы  по их уплате в соответствии  с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством  Российской Федерации принимать  решения об установлении или  отмене местного налога и сбора,  о внесении изменений в порядок  его уплаты. Принятые решения  подлежат официальному опубликованию  не менее чем за один месяц  до вступления их в силу.

2. Органы местного самоуправления  вправе получать в местный  бюджет предусмотренные законами  Российской Федерации и законами  субъектов Российской Федерации  налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых  расположены вне территории данного  муниципального образования.

3. Население муниципального образования  может непосредственно принимать  решения о разовых добровольных  сборах средств граждан в соответствии  с уставом муниципального образования.  Собранные в соответствии с  указанными решениями средства  самообложения используются исключительно  по целевому назначению. Органы  местного самоуправления информируют  население муниципального образования  об использовании средств самообложения.

Информация о работе Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)