Государственная политика в области формирования информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Файлы: 1 файл

Informatsionnoe_gotovoe (Автосохраненный).docx

— 227.11 Кб (Скачать файл)

 Сама  цель норм информационного права  предопределяет добровольное их  соблюдение большинством субъектов  информационного права. Принуждение  применяется в случае неисполнения  или нарушения требований информационно-правовой  нормы.

 Исходя  из общего понятия правового  регулирования, можно сделать вывод, что цели информационно-правового  регулирования заключаются в  следующем:

- упорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;

- охране  урегулированных правом информационных  правоотношений;

- порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития информационного общества;

- вытеснении из области регулирования информационных отношений, не отвечающих современным условиям развития цивилизации.

 Информационное  законодательство содержит и  нормы, посредством которых обеспечивается  охрана информационно-правовых отношений  от возможных нарушений. Охранительные  нормы пре

дписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие при несоблюдении или нарушении законодательства в информационной сфере, а также отношения, связанные с применением мер государственного принуждения. Кроме того, информационно-правовые нормы нередко тесно взаимосвязаны с нормами других отраслей права, согласно которым происходит защита общественных отношений в информационной сфере (в первую очередь это такие отрасли права, как уголовное, административное, гражданское и трудовое).

 Формы воздействия на общественные  отношения юридических норм и  особенности их применения зависят от предмета и задач правового регулирования. Для правового регулирования в информационной сфере характерно применение дозволения, предписания к совершению действий, поощрения к действию или запрета действия (как в отдельности, так и в сочетании).

 Однако "доля участия" указанных норм  информационного права в правовом  регулировании неодинакова. Самое  широкое применение имеет дозволение  и поощрение к действию, поскольку  деятельность в информационной  сфере в большей мере носит  творческий характер и предполагает  инициативу субъектов в области  защиты нематериальных благ, личных  неимущественных прав, имущественных  прав (например, авторское право) участников  реализации информационно-правовых  норм. Часто используется запрет. Это объясняется тем, что общественные отношения в информационной сфере содержат обязанности определенных законодательством субъектов по неразглашению различных видов тайн, защите личности, общества, государства от вредной информации и др. Что касается предписаний, то они имеют относительно меньшую сферу действия по сравнению с дозволениями. Общественные отношения в информационной сфере немыслимы без властного установления должного поведения, без предписания к действию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, направленного, как правило, на обеспечение конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнение этими органами своих полномочий в этой сфере деятельности. Предписания также обеспечивают защиту прав субъектов персональных данных, защиту прав потребителей информации и т.п.

 Информационно-правовая  норма, как и нормы других отраслей  права, имеет свою структуру, под  которой понимаются внутреннее  строение нормы, определенный порядок  взаимосвязи, взаимообусловленности  составных частей, элементов. Информационно-правовая  норма состоит из гипотезы, диспозиции  и санкции.

 Гипотеза  содержит указание на фактические  условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими информационно-правовые отношения.

 Например, порядок получения гражданином  информации о состоянии окружающей  среды от компетентных государственных  органов обязывает уполномоченный  на то орган предоставлять  достоверную информацию.

 Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

 Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в информационно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно и права и обязанности, в нормах информационного права встречаются относительно редко.

 Санкция содержит указание на меры воздействия со стороны государства, применяемые к правонарушителю. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба и других факторов правонарушителя могут привлечь к гражданско-правовой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

 Информационно-правовые нормы по различным основаниям могут классифицироваться на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм информационного права и их юридические свойства позволяет классификация их по следующим основаниям:

- предмет  регулирования;

- метод  воздействия на поведение субъектов  информационного права;

- форма  предписания;

- предел  действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

 По  предмету регулирования информационно-правовые  нормы могут быть материальными  и процессуальными. Если нормы  регулируют саму сущность информационных  отношений, то они считаются материальными, а если же нормы регулируют порядок реализации, применения права, то они признаются процессуальными нормами. Последние направлены на проведение в жизнь материальных норм.

1. Главная  особенность материальных информационно-правовых  норм состоит в том, что они  в юридическом порядке закрепляют  комплекс прав и обязанностей, а также виды юридической ответственности  субъектов регулируемых информационным  правом общественных отношений. В материальных нормах находит  свое проявление тот правовой  режим, в рамках которого призвана  функционировать информационная  сфера. Такие информационно-правовые  нормы устанавливают правовой  статус, компетенцию органов государственной  власти, местного самоуправления, других  субъектов информационных правоотношений, основы их взаимодействия при  обращении информации, их ответственность  перед гражданином, обществом и  государством в соответствии  с действующим законодательством.

2. К  числу процессуальных информационно-правовых  норм обычно относят те, что  регламентируют динамику организации  и обеспечения процессов обращения  информации, в том числе формирование  информационных ресурсов и процедуры  предоставления пользования ими. Эти нормы не всегда имеют  четкие рамки, однозначно определяющие  их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет  разграничение материальных и  процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок предоставления  законодательно закрепленной информации  гражданам, имеют аспекты не только  процессуального, но и материального  информационного права. В этом  случае в единое целое смыкаются  материальные и процессуальные  информационно-правовые нормы.

 Более  важное значение имеет классификация информационно-правовых норм по методу воздействия на поведение субъектов информационно-правовых отношений в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды информационно-правовых норм.

1. Уполномочивающие, или дозволительные, информационно-правовые  нормы (разнообразные по наименованию), в которых выражается возможность  адресата действовать в рамках  требований данной нормы по  своему усмотрению: нет прямых  предписаний, как и запретов. Однако  норма создает определенный правовой  режим, в рамках которого участники  регулируемых отношений действуют  не произвольно, а подчиняясь  указанному режиму. Отсутствие предписаний  и запретов свидетельствует о  наличии иного средства юридического  воздействия, а именно разрешения. Дозволение фактически означает  разрешение данной нормой в  данных условиях совершать либо  не совершать данные действия.

2. Обязывающие  информационно-правовые нормы, т.е. предписывающие в предусмотренных  данной нормой условиях совершать  определенные действия. Веления, которые  содержатся в такого рода нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, чтобы иметь право на занятие определенной деятельностью в информационной сфере, субъект правоотношения должен вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью.

3. Запрещающие  информационно-правовые нормы, т.е. такие, которые предусматривают  запрет на совершение тех или  иных действий в условиях, определенных  данной нормой. Запреты могут  носить либо общий, либо специальный  характер. Например, согласно ст. 10 Федерального  закона "Об информации, информатизации  и защите информации" запрещено  относить к информации с ограниченным  доступом "законодательные и другие  нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации".

 Помимо перечисленных существуют стимулирующие (поощрительные) нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений, а также рекомендательные нормы, особенность которых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

 Информационно-правовые  нормы по форме предписания  подразделяются на диспозитивные, рекомендательные и категорические (императивные).

1. Диспозитивные  нормы содержат правило, которое  предоставляет возможность участникам  информационного правоотношения  в рамках нормы самим определять  права и обязанности. И только  в случае отсутствия взаимного  соглашения вступает в силу  правило нормы.

2. Рекомендательные  нормы содержат определенные  советы, рекомендации о целесообразности  совершения субъектами информационного  права тех или иных действий. Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права  к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность  самостоятельно определить пути  и способ выполнения предусмотренных  нормой обязанностей, либо предписывает  субъекту выполнение предусмотренных  нормой действий, но допускает  возможность конкретизации общих  положений нормы исходя из  сложившейся фактической ситуации.

3. Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

 Информационно-правовые  нормы можно классифицировать  и по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

1. Информационно-правовые  нормы действуют в пределах  Российской Федерации и за  ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия информационно-правовые нормы подразделяются на международные, общероссийские, региональные (действующие в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований), местные, локальные.

2. По  действию во времени информационно-правовые  нормы делятся на срочные (т.е. с заранее определенным сроком  действия) и бессрочные (не имеющие  заранее установленного срока  действия).

3. При  классификации по субъектам (адресатам) выделяются нормы, которые регулируют:

- поведение  индивидуальных субъектов (граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан, лиц без гражданства) в  информационной сфере;

- деятельность  коллективных субъектов, в число  которых входят органы государственной  власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных  форм собственности, общественные  объединения в информационной  сфере.

 Рассматриваемая  классификация указывает субъектов, на которых распространяется  действие информационно-правовых  норм, и помогает установить конкретный  круг информационных отношений, регулируемых нормами информационного  права.

 Нормы  права могут запрещать участникам  информационных отношений совершать  некоторые действия, предписывать  конкретное поведение (публичное  право) либо разрешать самим свободно  определять характер взаимоотношений  друг с другом на договорной  основе (частное право).

Нормы

Исходя из целей правового регулирования данное понятие формулируется и в законодательстве, которое понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах незавᴎϲимо от формы их представления- *( источник № 898).

 В  силу универсальности информационных  процессов, пронизывающих всю социальную  жизнь, все сферы жизнедеятельности  общества, практически нет отраслей  законодательства, акты которого  не затрагивали бы в той  или иной степени вопросов  информации.

 Вместе  с тем существует целый ряд  законов, которые непосредственно  регулируют отношения по поводу  сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления  информации (информационные отношения).

Его конституционную основу составляют нормы ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации (п. "и").

Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества