Государственная политика в области формирования информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Файлы: 1 файл

Informatsionnoe_gotovoe (Автосохраненный).docx

— 227.11 Кб (Скачать файл)

       5. Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.

Ст.44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

       2. Каждый  имеет право на участие в  культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, на доступ  к культурным ценностям.

       3. Каждый  обязан заботиться о сохранении  исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории  и культуры.

Ст. 23,24.

Открытость экономической информации-ст.42КРФ.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или  имуществу экологическим правонарушением.

П.4 ст.29 КРФ Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию   любым законным способом. Перечень сведений, составляющих  государственную тайну, определяется ФЗ.

КРФ устанавливает порядок подготовки  и принятия ФЗ и ФКЗ, условия их применения и действия.

Акты и нормы отрасли информационного законодательства. Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на 2 группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной  сфере(общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами(особенная часть).

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации ( о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется, специального ФЗ  в области реализации права на  информацию пока нет. Основу  этого законодательства составляют нормы ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации»

 

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара.

Законодательство о формировании информационных ресурсов,  подготовке  информационных продуктов, предоставлении информационных услуг( о документированной информации). Базовым  актом этого законодательства являются ФЗ « Об информации, информатизации, защите информации», входят также Основы законодательства РФ  от 09.10.1992г. « О культуре», ФЗ от 14.06.1994г « О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания РФ», ФЗ « Об обязательном экземпляре документов»

Законодательство  о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий, и средств их обеспечения. Входят нормы ФЗ  « Об информации информатизации и защите информации», нормы из ГКРФ, ФЗ от 16.02.1995г. « О связи».

Законодательство об информационной безопасности. Закон РФ ОТ 05.03.1992Г.  « О Безопасности»,  нормы ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19.02. 1993г. « О федеральных органах правительственной связи и информации», Законодательство об интеллектуальной собственности, « Об авторском праве и смежных правах»,  патентного и ноу-хау.

Законодательство о Средствах массовой информации ( СМИ) Закон РФ от 27.12.1991г. « О СМИ», ФЗ « О рекламе»,  « О порядке освещения деятельности органов государственной власти  в государственных СМИ»,  « О порядке опубликования  и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания РФ, проекты ФЗ « О телевидении и радиовещании», « О кабельном телевидении», « О спутниковом вещании».

Законодательство о библиотечном деле  представлено Основами законодательства РФ О культуре, ФЗ « О библиотечном деле».

Законодательство об архивном фонде и архивах- Основы законодательства РФ  « Об архивном фонде РФ и архивах»,

Законодательство  о государственной тайне- Законом РФ  « О государственной тайне».

Законодательство о коммерческой тайне   только формируется.

Законодательство о персональных данных  формируется, пока представлено нормами ФЗ, прежде всего ФЗ «  Об информации, информатизации и защите информации».

Эти отрасли дополняются НПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, а также отдельными нормами актов др. отраслей законодательства.

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации.

 

 

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в том случае, если эти сведения:

присутствуют в обязательных сообщениях;

получены от информационных агентств;

содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах, сессиях, заседаниях, конференциях, пленумах общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию и соответствии с Законом «О средствах массовой информации»;

являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой ин формации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах мае совой информации.

Ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лип государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К правонарушениям в этой области относятся:

осуществление цензуры;

вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;

незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации;

нарушение права редакции на запрос и получение информации;

незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части,

принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

(установление ограничений  на контакты с журналистом  и передачу ему информации, за  исключением сведений, составляющих  государственную, коммерческую или  иную специально охраняемую законом  тайну;

нарушение прав журналиста, установленных законом. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в функции которых входит осуществление цензуры массовой Информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ,

Злоупотребление свободой массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение обязанностей журналиста — влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. К таким нарушениям относятся:

учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии, уклонение от уплаты регистрационного сбора или неправомерного получения льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонение от перерегистрации, а также предъявление при регистрации не предусмотренных Законом «О средствах массовой информации» требований;

воспрепятствование осуществляемому на законном основании и распространению продукции средства массовой информации, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в Н0ет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, вещание без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;

нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;

создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм.

Могут быть обжалованы в суд следующие действия:

отказ в регистрации средства массовой информации, нарушения регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание:

отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований ст. 40 указанного Закона;

отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жало бы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также-виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Уголовное право регулирует отношения в области наиболее опасных правонарушений - преступлений. Его нормы сконцентрированы в одном законодательном акте - Уголовном кодексе (УК).

 

Санкции за нарушение информационных правоотношений представлены в УК следующими статьями.

 

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации.

 

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

 

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

 

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ.

 

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

 

Статья 275. Государственная измена.

 

Статья 276. Шпионаж.

 

Статья 283. Разглашение государственной тайны.

 

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

+ административная  ответственность и дисциплинарная

17. Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

 

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий –это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида.

В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества