Анализ организации оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы провести анализ организации оплаты труда на предприятии.
В соответствии целям были поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические основы организации оплаты труда на предприятии
 Рассмотреть основные финансово-экономические показатели деятельности организации (ООО «Ассорти»)
 Провести анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 267.22 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим структуру  объема реализации за2010 год.

Рисунок 3. Структура объема реализации ООО «Ассорти» за 2010 г.

Наибольший удельный вес  занимает «молоко и молочная продукция» и составляет 35%.абсолютная величина выручки увеличилась на 284,5 тыс. руб. или 5,4% по сравнению с 2009 г.

Также значительный удельный вес принадлежит «мясо и продукты»  и составляет 16,2%, их величина увеличилась  в 2010 г. на 502, тыс. руб. или 24,3%.

Наименьший удельный вес  занимает категория «средства гигиены» и  составляет 3,2%, выручка увеличилась  на 164,5 тыс. руб. или 47,2%.

Самый значительный рост объема реализации наблюдается по позиции  «средства гигиены» и составляет 47,2%, однако данная позиция имеет  незначительный удельный вес в структуре  объема выпуска продукции.

В целом можно отметить, что ассортимент оптового магазина ООО «Ассорти» разнообразен, однако есть резервы для увеличения номенклатурных позиций.

Общая величина объема реализации продукции увеличилась на 1547,5 тыс. руб. или 10,8%, что является положительным  моментом в деятельности организации.

Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия в период в 2008 по 2010 гг.

 

 

2.2. Основные финансово-экономические  показатели деятельности предприятия

Основными показателями деятельности предприятия являются: себестоимость, выручка, прибыль (валовая и чистая), а также показатель, рассчитываемый по имеющимся данным – показатель рентабельности.

Себестоимость продукции  — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции4; экономический показатель, включающий затраты на потребленные средства производства и на оплату труда. Т. н. полная себестоимость включает текущие затраты не только на производство, но и на реализацию продукции. Экономический аналог себестоимости продукции — издержки производства. Отношение чистого дохода (прибыли) к себестоимости продукции выражает рентабельность производства.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.5

Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли  к затратам или себестоимости  продукции. Комплексно отражает использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль -  обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной  деятельности, одна из основных экономических  категорий; представляет собой излишек  выручки от продажи товара над  затратами на их производство и реализацию.

Выручка – это  объем продукции, который выпустила (реализовало) предприятие (в тыс. руб.) Определяется как произведение цены на продукцию ан объем произведенной  продукции.

Информация об основных показателях  деятельности содержится в отчете о  прибылях и убытках (форма №2). На основании данных отчета о прибылях и убытках составлена аналитическая таблица 2.

 

Таблица 2. Динамика основных показателей деятельности ООО «Ассорти»

Показатели

2007

2008

2009

2010

Изменения

+/-

%

Себестоимость

26869

24966

19341

19756

415

102,1

Выручка

30972

29935

22400

22945

545

102,4

Прибыль

4103

4969

3059

3189

130

104,2

Рентабельность (на основе стоимости)

13,2%

16,6%

13,7%

13,9%

0,2%

101,8

Рентабельность (на основе себестоимости)

15,3%

19,9%

15,8%

16,1%

0,3%

102,1


 

Более наглядно динамика основных показателей деятельности представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Динамика основных показателей ООО «Ассорти»

Себестоимость продукции  увеличилась на 415 тыс. руб. или на 2,1%, тогда как выручка от реализации продукции увеличилась на 2,4%.. Прибыль  от реализации продукции увеличилась  на 130 тыс. руб. или 4,2%.

Рисунок 5. Показатели рентабельности ООО «Ассорти»

Уровень рентабельности в 2010 г. рассчитанный на основе стоимости  составил 13,9%, на основе себестоимости 16,1%. При этом стоит отметить, что  показатели рентабельности выше в 2010 г. по сравнению с уровнем 2009 г.

В соответствии темы работы в данном случае целесообразно провести анализ соотношения темпов роста  выработки и заработной платы.

Для обеспечения эффективного функционирования предприятия необходимо следить за соотношением темпов роста  заработной платы и темпов роста  выработки.

Нормальным соотношением является следующее: темпы роста  выработки должны превышать темпы  роста заработной платы. В противном  случае (темпы роста заработной платы  выше темпов роста выработки) предприятие  рискует увеличить затраты на производство продукции, что несомненно приведет к снижению конкурентоспособности.

Расчет соотношения темпов роста заработной платы и темпов роста выработки приведен в таблицах 3 и 4, а графически полученные результаты изображены на рисунке 5.

Таблица 3. Исходные данные для расчета соотношения темпов роста заработной платы и выручки

Показатели

Значения

Изменения

2008

2009

2010

+/-

%

1. Выручка, тыс. руб.

29935

22400

22945

545

102,4%

2. Среднесписочная численность,  чел

26

21

19

-2

90,5%

3. Выработка, тыс. руб./чел.

1151,3

1066,7

1207,6

140,96

113,2%

4. Фонд заработной платы,  руб.

1763,8

1345,9

980

-365,9

72,8%


 

Показатель выработки  был рассчитан по формуле:

                  

                           (1)

где ВР – выручка, тыс. руб.

 среднесписочная численность, чел.

Таблица 4. Темпы роста показателей выработки и средней заработной платы

Показатели

2008

2009

2010

1. Выработка

1151,3

1066,7

1207,6

2. Средняя заработная  плата

1763,8

1345,9

980

3. Темп роста выработки

-

0,9

1,1

4.  Темп роста фонда заработной платы

-

0,8

0,7


 

Темпы роста заработной платы  и выручки рассчитаны по формуле  базисного темпа роста: , где

значение выработки (фонда заработной платы) 2009 г., 2010 г.

значение выработки (фонда заработной платы) 2009 г., 2010 г.

Рисунок 5. Соотношение темпов роста средней заработной платы и выработки

На основе полученных данных о соотношении темпов роста можно  сделать вывод, что на данном предприятии  темпы роста выработки во много  раз опережают темпы роста  средней заработной платы. Кроме  того складывается негативная тенденция, так как показатели динамики заработной платы снижаются, то есть выработка  продукции предприятием растет, а  размер заработной платы снижается.

 

 

2.3.     Анализ использования  персонала предприятия и фонда  заработной платы

Полноту использования персонала  можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а  также по степени использования  фонда рабочего времени (ФРВ).

Для анализа эффективности  использования персонала составлена аналитическая таблица 5.

 

Таблица 5.  Использование  трудовых ресурсов ООО «Ассорти»

Показатель

Значение показателя

Изменение (+,-)

2009 год

2010 год

Среднегодовая численность  работников (ЧР)

21

19

-          2,0

Отработано дней одним  работником (Д)

249

254

5,0

Отработано часов одним  работником за год (Ч)

1 843

1 905

62,4

Средняя продолжительность  рабочего дня (П), ч

7,4

7,5

0,1

Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч

38 695

36 195

-    2 499,6


 

На анализируемом предприятии  фактический ФРВ меньше планового (2009 г.) на 2499,6 ч., в том числе за счет изменения:

а) численности рабочих

ч;

б) количества отработанных дней одним работником

ч;

в) продолжительности рабочего дня

ч.

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии  имеет показатель рентабельности персонала - отношение  прибыли к среднесписочной численности  персонала:

                         

                           (2)

Где RПП – рентабельность персонала

П – прибыль от реализации продукции

ЧПП – среднесписочная  численность производственного  персонала

В – выручка от реализации продукции

ВП – выпуск продукции  в текущих ценах

R – рентабельность оборота (продаж)

ДРП - доля реализованной продукции в общем объеме ее выпуска

ГВ – среднегодовая  выработка продукции 1 работником в  текущих ценах

Таблица 6. Данные для факторного анализа рентабельности персонала

Показатель

Уровень показателя

Изменение

2008 год

2009 год

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

3 059,0

3 189,0

130,0

Валовой объем производства продукции, тыс. руб.

14 354,5

15 902,0

1 547,5

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

22 400,0

22 475,0

75,0

Численность работников, чел

21,0

19,0

-         2,0

Рентабельность продаж, %

13,7%

14,2%

0,0

Удельный вес продаж в  стоимости производственной продукции

1,560

1,413

-         0,1

Среднегодовая выработка продукции одним работником, тыс. руб.

683,5

836,9

153,4

Прибыль на одного работника, тыс. руб.

145,667

167,842

22,2

Информация о работе Анализ организации оплаты труда на предприятии